гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Йозефов
центр пражской магии

Гампейсы

По ночам в гетто сходились известнейшие пражские кутилы и завсегдатаи публичных домов. Ночью тут почти каждый дом превращается в бордель. Улочки Пятого квартала изобиловали забегаловками, гампейсами (публичными домами) и соблазнами всех видов. Закопченные дымом, обветшавшие, где посетители набивались в небольшую комнату под керосинку, бросавшей свой скудный свет на их пузатые тела. Публичные дома, в соответствии с указанием 1862 года, обозначались красным фонарем на длинной жерди.

Старая Прага. Гампейс на Йозефовской улице
Гампейс в центральной части Йозефовской улицы
Тот, кто бы тогда отправился в лабиринт ночного гетто, в мутном свете редких газовых ламп, был бы подобен подозрительной тени. Он бы противостоял стаям соблазнительниц, называемых «фухтле», которые искушали прохожего не только выпячиванием бесстыдно размалеванных губ, движением рук, вращением глаз, но еще и поднимали юбки, чтобы было видно их зеленые чулки. На некоторых улицах бордель был почти в каждом доме, а из окон и дверей давали знаки рукой старые девки на пенсии. Перед каждой дверью сидела или стояла матрона с шалью на голове и приглашала к ночным ласкам.

Зеленые чулки и косоглазые лампы в греховной ночи Еврейского города. В многочисленных публичных домах играли слепые арфистки. Были и шикарные заведения, как «Салон Аарон» с пианино и сияющими зеркалами в зале, где лениво волочили шлейфы своих платьев в стиле сецессии (модерна) сытые и обольстительные проститутки, которых в некоторых пражских песенках называли «монашками».

Деревенские простаки, которые в жажде исключительного отправились в Пятый квартал, рисковали проснуться утром без кошелька, часов и колец.

В прокуренных корчмах и пресловутых локалах собиралась всякая мелюзга, воры, карманники, чтобы тут скрыться, а иной раз и полицейские в шляпах с петушиным пером, чтобы их отыскать.

Старая Прага. Гампейс на Йозефовской улице
Гампейс в западной части Йозефовской улицы
На удивление около этих домов до самого конца существования Пятого квартала располагалось и жилье строгих ортодоксальных евреев, которые соблюдали все праздники. Поэтому случалось, что к шуму танцевальных залов, криков пьяниц, звяканью арфы, визгу проституток добавлялись монотонные субботние молитвы, льющиеся из синагог.

В конце 19 века несколько чудаков усилили исключительность двоякой, гибридной атмосферы Йозефова. По улочкам прохаживался в сопровождении стаи бойких мальчишек аккуратно одетый и тщательно выбритый пан Веле, всегда вооруженный зонтом от дождя и от солнца - одним открытым над головой, а другим в руке. Вторым персонажем был Хаим Пафф, который с визгом убегал, если ему кто-нибудь крикнет: «пиф-паф».

К ясновидящим и гадалкам, которых тут было несчетное количество, в Пятый квартал ходили со всей Праги несчастные влюбленные служанки и дамы в шелестящих шелках - каждый, кто хотел приоткрыть завесу судьбы. Эти гадалки принимали в замшелых коморках, к которым вели запутанные коридоры и галереи, и в густонаселенных комнатах, где пришельцев сопровождали косые взгляды. В комнатках, узких, как лапша, гадалки раскладывали засаленные карты, флаконы с жидкостями, пособия по хиромантии. Сбоку от этих мегер похрапывал жирный кот.
Angelo Maria Ripellino

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты