гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Йозефов
центр пражской магии

Общество «Хевра кадиша»

Старая Прага. Общество «Хевра кадиша» в Еврейском городе
Общество «Хевра кадиша»
По улочкам гетто движется колонна бородатых смуглых мужчин в черном облачении с белым гофрированным воротником, в широких черных шляпах. Они похожи на процессию духов. Это члены Погребального общества «Хевра кадиша» (Святое братство), которое вознамерилось совершать милосердие: посещать больных, утешать умирающих, организовывать похороны и следить за порядком на кладбищах. Принадлежать к этой респектабельной организации было большой честью. Во время ежегодных банкетов, на которых избирался новый руководитель, члены общества пили из стеклянных кружек с изображениями погребальных сцен. Их солидность граничила с угрюмостью, их величавый шаг заметно отличался от шутливых подпрыгиваний бадхоним (шуты, тамада) в дни Пурима. Смотрите - вот идут с серебряными гребешками, чтобы причесали покойных, с серебряными щетками, чтобы почистить покойным ногти, с горстями земли из Израиля, которую им положат под голову. Куда же они направляются, так мрачно наряженные? К Старому еврейскому кладбищу.

Старая Прага. Общество «Хевра кадиша» в Еврейском городе
Общество «Хевра кадиша»
Легенды, рождающиеся из ошибочного прочтения надписей на некоторых надгробных камнях, относят возникновение этого кладбища в незапамятное прошлое. В действительности самым старым надгробием является камень, обозначающий место последнего упокоения поэта и раввина Авигдора Каро с датой 23 апреля 1439 года. В своем псалме на погром 1389 года Каро свидетельствует, что грабежей от христианской голытьбы не избежали даже могилы. Вероятно, он имел ввиду более старые захоронения. Последний памятник на Старом еврейском кладбище был поставлен 17 мая 1787 года. В этот год Иосиф II запретил дальнейшие захоронения из опасений заражения чумой.

Кладбище теснилось на небольшом пространстве между синагогами Клаусовой, Пинкасовой и Староновой, а со стороны реки граничило со старинными гампейсами (публичными домами), домом палача, жильем бесчестных людей, погодных (уборщиков улиц от трупов животных), с ямами селитры и лачугами дубильщиков кожи. Могилы здесь напиханы, навалены без лада и склада, как и жилища живых и горы рухляди в гетто.

Из-за недостатка места было обычаем на старые могилы насыпать землю, поэтому на некоторых местах до 12 слоев захоронений, а местность такая холмистая. Из холмов торчит густой лес надгробий - обветшалых, кривых, покосившихся, или провалившихся в черную влажную землю до самой верхушки.

Старая Прага. Могила раввина Лева на Старом еврейском кладбище
Могила раввина Лева на Старом еврейском кладбище
Паны из братства с затруднением продвигаются по узким тропинкам, их нетвердая походка будто копирует положение надгробий - таинственный балет камней, испорченных, как вырванный зуб, грубых тиар, увязших в грязи, покрова, расползающегося по запутанной смеси памятников, столбиков, покошенных выпуклостью земли. Внук раввина Лева Самуэль, который умер в 1655 году, хотел быть похороненным рядом с могилой деда. Но нигде поблизости не было места, и саркофаг раввина сам собой подвинулся, чтобы освободить место для внука.

Между надгробиями натянута паутина, будто траурная вуаль. В пустыне не растут цветы, поэтому доныне посетители евреи на гробы тех, кого хотят почтить, кладут камешки.

В улочках гетто не шумят иные деревья, кроме тех, нарисованных на стенах. Но в саду мертвых между замшелыми камнями растут кусты бузины, сухие, морщинистые, искривленные, будто бы взявшие пример с надгробий. Весной кладбище наполняет пронзительных аромат белых цветов бузины, и кажется, что многочисленное семейство рахитичных и хромых надгробий радо такому подарку.

Своим притягательным ароматом бузины, вековым тлением, покосившимися камнями, похожими на недобрых божков, кладбище пробуждает губительную меланхолию, убийственную печаль. И это называют «Бейт Хаим» - Дом жизни. Человеку в этом театре говорящих камней кажется, что он слышит молитву камня, в которой скала, пусть из рода менгиров или дольменов, или пражских стел, заговорила глухим языком катакомб. Эту молитву можно понимать как панихиду за мертвого.

Паны из братства бродят между почерневших памятников. Трудно пробираться в этой тесноте, но неисчислимое было сочтено - памятников 11 тысяч, начиная с простых квадратов из песчаника или прямоугольников с полукруглым или треугольным верхом до изысканной, привлекающей внимание стелы 16 века, вытесанной из красного сливенецкого мрамора или известняка, до саркофагов 17 века, как у раввина Лева, в форме табернакля, ковчега, на котором видно влияние барокко.
Angelo Maria Ripellino

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты