гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Йозефов
центр пражской магии

Раввин Лев

В свое время в Центральной и Восточной Европе не было селения без легенды о големе. Всюду раввины мечтали о том, что им удастся создать гомункула по инструкции из книги Сефер Ецира. Среди них выделяются польский раввин Элияху из Хельма (БЕШТ - Бааль Шем Тов) и его пражский коллега Иегуда бен Бецалель Лев (МАХАРАЛ).

Рабби Лев родился в Вормсе или в Познани когда-то между 1512 и 1520 гг. Сначала служил раввином в Моравии, потом в Познани и, наконец, с 1573 года в Праге, где в 1609 году скончался. Он был одним из глубочайших источников знаний своего времени. У него были превосходные знания в математике, физике, астрономии, был одним из ведущих знатоков Аггады.

Чем объяснить, что легенда о Големе неразрывно связана с мудрецом, который не занимался Каббалой? Наверно, бесовской атмосферой рудольфинской Праги. Легенды превратили раввина Лева в мага, разбиравшегося в дьявольских науках, в типичного пресдтавителя эпохи, когда толпы мошенников и бездельников, достойных последних кругов ада, пользовались таким же уважением, как и знаменитые ученые, и когда вера в сверъестественные способности была велика.

Согласно легенде рабби Лев обладал невероятными способностями творить чудеса, которые использовал для заклинания духов, вызыванию мертвых, владел черной магией и алхимией. В фильмах в кабинете ученого рядом с фолиантами оккультной литературы увидим печь, реторты и другие приспособления для трансмутации.

Наиболее важным событием в жизни раввина Лева была аудиенция, которую 16 февраля 1592 года ему предоставил Рудольф II. Некоторые историки думают, что разговор был о трудностях еврейской общины. Легенда это рассказывает иначе - император, жаждущий познать тайны Вселенной, расспрашивал мага о Каббале и других мистических науках. Этот разговор разжигал фантазию по двум причинам: во-первых, остался в тайне, а во-вторых - император милостиво допустил к себе еврея. Еврей хоть и был высокопоставленным, но все же оставался евреем.

Легенды и литература преувеличили связь раввина с двором, придворными учеными, астрономами и особенно с императором. По легендам эти отношения обеспечили пражским евреям защиту со стороны императора. Как только легенды повествуют о раввине в обществе Рудольфа II, так изображают его как чернокнижника, превращая его в еврейского Фауста.

Старая Прага. Первая встреча раввина Лева с Рудольфом II на Карловом мосту
Первая встреча раввина Лева с Рудольфом II на Карловом мосту
Еще до знакомства с императором раввин Лев встал на Карловом мосту на пути великолепной импреаторской карете, и четыре буйных коня как по волшебству тут же остановились. Голытьба стала кидать в раввина комья грязи и камни, но они превращались в розы. Усыпанный цветами раввин встал на колени у дверцы кареты и просил императора отменить приказ о выселении евреев из Праги. Рудольф милостиво удовлетворил просьбу раввина и пригласил его на Пражский град.

На Граде раввин предупредил, что никто не должен ему мешать словом или смехом, и в отдаленной комнате в присутствии и придворных вызвал тени Авраама, Исаака, Якова и 12 сыновей Якоба. В темноте они поднимались с медного подогревателя, на котором лежали раскаленные головешки, в виде длинной связки дыма. Когда рабби Лев произнес заклинание, из дыма выступили персонажи Генезиса и отобразились на белой стене. Когда вышел Нафтали, седьмой из сыновей Якуба, рыжий и веснушчатый, и начал шутливо подпрыгивать, Рудольф, а за ним и дворяне, не смогли удержаться от смеха. Видение исчезло, а потолок начал с треском снижаться на перепуганных сановников, и придавил бы их, если бы рабби Лев заклинанием не остановил его.

В других вариантах потолок поддержала глиняная фигура только после того, как испуганный император пообещал милость для евреев. Майринк утверждает, что в императорской резиденции рабби Лев вызвал толпы покойников с помощью «волшебного фонаря». Среди каббалистов были некоторые, умевшие заклинанием вызывать духов из загробного мира и беседовать с ветхозаветными патриархами.

Однажды Рудольф решил посетить со своей свитой дом раввина Лева, и тот по такому случаю превратил свое старое жилье в прекрасный дворец, украшенный мрамором, бархатом, коврами, дорогими картинами. Из бедного жилья, втиснутого между убогими домиками, чудом стали сказочные покои, из мазхауза (прихожей) которых было видно длинные ряды прекрасных залов с зеркалами и хрустальными люстрами, накрытыми столами, на которых сияли золотые чаши и дорогая посуда м лакомствами. Вот это был пир и развлечения!

Некоторые комментаторы пытаются объяснить эти невероятные метаморфозы тем, что раввин в свой кабинет спроецировал градчанские интерьеры с помощью оптического обмана.

Своим каббалистическим колдовством Иегуда Лев долгое время удерживал Смерть на расстоянии от себя. Однажды во время чумы он встретил на кладбище исхудавшую костлявую женщину. Ее лицо было закрыто вуалью, а в руках она держала лист бумаги. Рабби Лев решительно выхватил этот лист и разорвал его - это был список тех, кто должны были умереть на следующий день. В списке было и его имя тоже. Еще несколько раз он хитро избежал смерти. Но однажды внучка подарила ему на день рождения розу. Очарованный, он понюхал ее и упал замертво - в цветке скрывалась Смерть.
Angelo Maria Ripellino

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты