гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|
Еврейский город Йозефов
Согласно еврейской традиции, зарождение Пражского гетто произошло задолго до основания города на Влтаве. По некоторым преданиям евреи поселились в Праге сразу после разрушения Иерусалимского храма, по другим - пришлю сюда между 8 и 9 веком. В романтических романах их приход даже предсказывала княжна Либуше. Но до правды не добраться даже в старых хрониках. Вацлав Гаек из Либочан в своей Чешской хронике (1541), а опираясь на него, и еврейский историк Давид Ганс утверждают, что в 995-997 гг. евреи получили право поселиться в городе на Влтаве в благодарность за помощь христианам в борьбе против неверующих. Известно, что уже в 10 веке караваны еврейских купцов останавливались во время своего длинного пути с Востока на Запад в Праге, где у них были свои склады и места стоянки, которые между 12 и 13 вв. выросли в пражскую еврейскую колонию.
Привязанность к старым обычаям способствовала тому, что до середины 19 века территория и средневековый вид Еврейского города оставались нетронутыми, несмотря на пожары, наводнения, нападения христианской голытьбы, барочных пристроек эркеров, башенок, галерей и беседок на крыше. Невзирая на все запреты, там до конца века деревянных домов было больше, чем каменных. После каждой катастрофы (например, страшного пожара 1689 года) торопливо и лихорадочно все обновлялось так, как было до того. Пока Прага меняла архитектурные стили, гетто оставалось тем же скоплением приземистых средневековых лачуг, лишь с местами доминирующими барочными наростами. Втиснутый между Старым Местом и рекой, у которой располагался старый публичный дом «gallimordium», этот перенаселенный квартал с возрастающей плотностью населения и домами, тесными, как гробы, с норами вместо квартир, был самым маленьким в Праге. Его территория была размером 93 тыс. кв. м, что составляло 1/9 от Старого Места, в котором костелы, монастыри и площади занимали значительное место, 1/13 от Малой Страны, где преобладали сады при панских дворцах. Здесь не было деревьев, кроме нарисованных на окружающей город стене, не было садов, кроме сада мертвых. Тем не менее, при такой стесненности на каждые десять домов приходилась одна синагога.
В гетто было изобилие двориков, открытых галерей на домах, на которые вели винтовые лестницы со стоптанными ступенями. Если галерея не помещалась во дворе, владелец спокойно прилеплял ее на фасаде. Ветхие дома были так переполнены, что лопались по швам. В одной комнате часто проживали 4-5 человек, спали на соломенных тюфяках, тело на теле. А еще в каждую комнату нужно было поместить вещи и клетки с голубями и гусями. Теснота сближает Еврейский город с домами, будто для гномов, на Златой улочке на Пражском граде. Кроме того, над этим крольчатником нависал страх, чтобы это небольшое пространство не стало еще меньше. Отсюда это стремление как-то сложиться, поместиться один на другом, как сельди в бочке. Мы привыкли смотреть на гетто глазами экспрессионистов, воспринимать его так, как подает Майринк, который, по мнению Кафки, прекрасно уловил атмосферу старого пражского квартала. Майринк изображает пражское гетто как демонический мир, отдаленное место химер, которые якобы были символом призрачности, изнеможения, изнурения всей Европы в начале века. Коварство этих нор усиливается к ночи, когда ворота открываются, как ревущие жерла. Остроконечные башенки этих косых, чешуйчатых крыш, как бы хотели быть подобными своим жильцам с конусными шляпами и козлиной бородкой. Экспрессионизм подчеркивает и даже преувеличивает мрачное таинственное средневековье, разложение Пятого квартала, шабаш призраков.
Кроме того, история гетто складывалась, в первую очередь, из постоянных попыток пережить погромы, налоги и гонения, найти средства себе на хлеб. Потому что люди здесь не кормились только с ростовщичества и перепродаж. Здесь занимались различными ремеслами. Например, у знаменитого цеха мясников покупали мясо и христиане. Одно время в гетто жил мясник, который каждую субботу взвешивался вместе со своей женой, чтобы потом раздать нуждающимся мясо такого же веса. Евреи были выдающимися пожарниками, всегда спешили гасить пожары в соседних приходах, хотя именно с этих поселений потом на них совершали набеги насильники, которые опустошали и разоряли их жилища. Между ветхими домами гетто прохаживаются бородатые евреи в высоких желтых шляпах со странным шариком на острие и желтым колечком на кафтане. Едва вступив на Старе Место, евреи становились игрушкой голытьбы, которая бросала в них камни или снежки. А остроконечная шляпа, в более поздние времена - цилиндр, уже валялась на земле. Angelo Maria Ripellino |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|