гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
«Великий рабби Лев создал его из земли и оживил тем, что вложил ему в уста священный шем. Голем ... прислуживал, носил воду, колол дрова, подметал и выполнял всю грубую работу. При этом не ел, не пил и не отдыхал», - писал Алоиз Йирасек в «Старых чешских легендах». В таком случае это была какая-то разновидность домашнего робота? Сомнительно. Более старые еврейско-немецкие легенды, на которые Йирасек, вероятно опирался, хоть и говорят о земле и шеме, но идеи нетребовательного помощника по дому в них нет. Наоборот - Голем, созданный с помощью магических практик, был предназначен только для службы в храме и защите гетто. Использовать его в домашнем хозяйстве было равносильно богохульству. Термин «голем» появляется уже в самых старых еврейских религиозных текстах. Он характеризует нечто незавершенное, зарождающееся. Человек Адам превратился из голема, когда Бог вдохнул душу в фигуру, созданную из праха и воды. Те же источники сообщают, что возвысить неживую материю до стадии голема не было привилегией только Бога. С помощью магических практик этого могли достигнуть и ученые мужи, отличающиеся хорошим знанием священных текстов. Легенда о големах появляется в связи со многими еврейскими учеными во многих гетто. Известен, например, голем раввина Элия из польского Хелма. Не все големы были неуклюжими великанами пражского типа. Испанский еврейский ученый Шломо ибн Габироль, живший в 11 веке, якобы создал себе из дерева голема женского пола, который выполнял у него домашнюю работу. На Шломо соседи заявили в соответствующие учреждения, что он ведет себя безнравственно со своим роботом, и искусственное создание пришлось разобрать. Вероятно, это не был единичный случай. Другие еврейские тексты даже решают практические вопросы, допустимо ли телесное общение с искусственными созданиями и можно ли их убивать. В одном из комментариев к Генезису приходят к толерантному мнению, что это не люди, на них не распространяется закон, и все можно.
Это произошло вовремя богослужения в Староновой синагоге, когда ученый раввин читал 92-й псалом. Голем так сильно буянил, что ученому пришлось приостановить богослужение. Говорят, именно поэтому с того времени этот псалом читают дважды. Из-за причиненного вреда раввин Лев не стал возвращать Голему шем, и глиняный человек был убран на чердак Староновой синагоги. Неудивительно, что в еврейских текстах рассматривается вопрос, имеет ли вообще человек право создавать такие существа. Приходят к интересному выводу: если бы человек был такой же совершенный, как Бог, то и големов он создавал бы совершенных. Важно, что мудрые раввины совершенно серьезно занимались проблемой, которая актуальна и сейчас. Несет ли создание искусственного существа пользу или угрозу? Имеет ли человек право создавать что-либо подобное? Старых еврейских мыслителей занимал вопрос, может ли иметь душу искусственное существо, которое выглядит как человек и ведет себя как человек. Другими словами - может ли стать человеком в полном смысле слова.
Майринк его не описывает, но иллюстратор первого издания романа Гуго Штайнер-Праг придал ему суровое лицо с азиатскими глазами и бездушным выражением, которое говорит само за себя. Вероятно, тогда в Големе ожило все, что было мистического в легендах о нем, и отправилось в триумфальное шествие по свету. Големовским мифом, в котором невозможно отделить правду от вымысла, стала и смерть Майринка. В начале декабря 1932 года он попрощался со своими родственниками, принял позу йога и в момент, когда над озером и его домом взошло солнце, усилием воли остановил свое сердце. Что это? Правда, семейная легенда или маркетинговый ход для увеличения доходов от авторских прав? Этого мы уже не узнаем, но именно Майринк определенным образом нашел и оживил к новой славе. А как было с Големом рабби Лева, которого некоторые и сейчас ищут на чердаке Староновой синагоги? Точная дата рождения Иегуды Ливы бен Бецалеля неизвестна. Место рождения - тоже. Он родился либо на территории нынешней Германии, либо Польши. Возможно, линия его предков уходит к библейскому царю Давиду. Мало что известно о его обучении, возможно, был самоучкой. Первая исторически известная дата, связанная с его жизнью - 1553 год, когда он стал в Микулове в Моравии старшим земским раввином. В 1573 году начался его первый и самый длительный пражский период продолжительностью 11 лет. Позже он еще дважды возвращался в Прагу и умер тут в 1609 году. Он также известен под еврейским акронимом МАХАРАЛ - морену-ха-рав-Лев, что означает «Наш учитель раввин Лев».
Йирасек пошел еще дальше и красочно описал не только Голема, но и то, как рабби устроил для императора Рудольфа появление ветхозаветных пророков, вероятно с помощью «волшебного фонаря». В этой легенде правдиво то, что раввин с императором встречались. Пражский еврейский ученый Давид Ганц записал, что 26 февраля 1592 года император Рудольф позвал к себе раввина Лева бен Бецалеля, принял его милостиво и беседовал с ним с глазу на глаз, как с другом. Других сообщений о встрече Рудольфа с рабби Левом не существует. Нет никаких намеков на то, чтобы рабби пытался создать что-то вроде голема. Это не означает, что этот загадочный монстр не принадлежит еврейским гетто. Однако история големов и история рабби Лева - это два разных сюжета, объединенных значительно позже смерти МАХАРАЛа. Искать место захоронения Голема бессмысленно. Jan Antonin Novák |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|