гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Стремление создать искусственное существо не всегда было вызвано тщеславием человека, но и желанием получить дешевого слугу, который безотказно служил бы ему и умел то, что не могут другие. В оккультных книгах описывались магические практики, с помощью которых к какому-нибудь материальному телу присоединялось невидимое астральное существо или душа, которая оживляла его. Будущим телом мог служить труп человека, корень мандрагоры или глиняная фигура.
Среди мистически настроенных еврейских ученых издавна считалось, что первая из Моисеевых книг «Генезис» скрывает в себе зашифрованную тайну, как Бог сотворил свет, человека и многое другое. Ключ к разгадке этой тайны якобы Бог передал Моисею на горе Синай вместе с Торой. Устная Тора была двойная. Другую, эзотерическую, трудно понимаемую каббалу Моисей по приказу Бога оставил для себя и своих избранных учеников. Каббала имеет то же происхождение, что и Тора. Каббалисты скрывали результаты своей работы, потому что были убеждены в силе букв и слов. Правильная комбинация этих букв давала им слова, обладающие огромной силой. При этом самой большой силой обладало имя Бога и комбинации из него, т.е. шем хамфораш. Бога мы можем познать по результатам его деятельности, поэтому его имя нужно как-то описать, лучше сложением нескольких имен. Таким сложением является шем хамфораш. Это имя уже было произносимое, но т.к. оно давало смертным ключ к познанию всех тайн, произносить его мог только верховный жрец в Иерусалимском храме. Шем хамфораш существовал в трех вариантах - из 12, 42 и 72 букв. Реальные случаи о раввинах, которые смогли создать голема, приводятся в Талмуде. Для оживления нужно было использовать некое священное слово из книги Сефер Ецира. Голема можно создать с помощью комбинации букв еврейского алфавита. Шем - каббалистическая комбинация букв имени Бога. Шем использовался в заключительной фазе обряда, когда декламированием комбинаций Божьего имени он втягивал душу в уже готового голема. В качестве необходимого средства упоминается шем, который не произносился, а был написан. Обычно его писали прямо на лбу голема или на куске пергамента, который прикрепляли ему на лоб или вешали на шею в виде амулета. Созданный таким образом искусственный человек был несовершенный, скудоумный и немой. При этом он понимал, что ему говорят и исполнял приказания. Но у него была одна опасная черта - с каждым днем он увеличивался в размерах и у него прибывала сила. Со временем он становился опасным для окружающих. Поэтому через 40 дней его нужно было лишить жизни, отобрав или стерев шем. Еврейские ученые пришли к выводам: Голем по сравнению с человеком является чем-то несовершенным и неготовым. У него есть только низшая душа нефеш, которая содержит грубые животные инстинкты, пристрастия и, конечно, хотя совсем немного, разум. Духовные составляющие, которые делают человека человеком, у него отсутствуют, поэтому он не умеет говорить и не обладает свободой принятия решения. Таким образом, он меньше чем человек, но больше, чем животное. Голем не добрый и не злой, все делает механически, выполняя приказание, без опасения за свою жизнь. Огромная сила делает его непреодолимым, его магическое происхождение делает его неуязвимым. Его не поразит меч, огонь или вода. Половые инстинкты у него не пробуждены, и это большое счастье, потому что при его огромной энергии он представлял бы большую опасность для женщин. Т.к. это несовершенный человек, на него не распространяются указания Торы и он не может принимать участие в богослужениях. Период его использования 40 дней, в течение которых он может выполнять разные работы, его можно использовать как курьера. Но если по истечении 40 дней не стереть или не забрать у него шем, он для своего хозяина и его семьи принесет большой вред имуществу, телу или даже жизни.
Уже самому рождению раввина Лева в Вормсе в 1513 году предшествовало событие, которое евреи считают добрым знаком. Во время празднования накануне Песаха у его матери начались схватки. Родственники побежали за повитухой и в темной улочке вспугнули подозрительного человека с мешком за плечом. Они подумали, что это вор, а когда его задержал патруль, в мешке обнаружили труп ребенка. Мужчина, наконец, признался, что хотел его тайно оставить в еврейском гетто, чтобы подозрение в убийстве пало на евреев. В то время были распространены предрассудки, что евреи для приготовления пасхального хлеба используют кровь христианских детей, и враги евреев старались это доказать всевозможными способами. Для этого они нанимали преступников, которые иногда в Песах проносили в гетто труп ребенка, а потом это отвратительное убийство сваливали на евреев. Рождение маленького Иегуды Лева, сына Бецалеля, косвенным образом помогло раскрыть подготовку этого поступка и предотвратить погромы вормских евреев. Когда Иегуда Лев вырос, он отправился на обучение в Прагу, и там познакомился с девушкой по имени Перл, дочерью богатого пражского еврея. Молодой Иегуда обручился с ней, но свадьбу не мог себе позволить, поэтому снова ушел учиться. А отца его суженой покинула удача, и вся их семья обеднела. Он послал письмо Леву, в котором освободил его от брачных обязательств, сообщив, что у его дочери нет приданого, и Лев может найти себе другую, богатую жену. Ответ Лева был однозначный - бедность не является препятствием, и как только с помощью Божьей он накопит денег, сразу вернется в Прагу и женится на Перл. Время шло, и Перл открыла в Еврейском городе небольшую продуктовую лавку. Однажды мимо проезжала группа воинов на конях, и их офицер наколол на меч булку хлеба и уехал, не заплатив. Перл бросилась за ним и с плачем просила денег, которые ей необходимы для содержания ее семьи. Офицер ответил, что денег у него нет, задумался, а потом отдал за хлеб седло со своего коня. И только дома Перл с удивлением обнаружила, что внутри седла было много золотых дукатов. И тут поняли, что офицер был никто иной, как пророк Элиаш, которого Бог послал, чтобы избавить их семью от бедности. Теперь уже ничего не мешало свадьбе и возвращению Иегуды Лева в Прагу. После окончания учебы 32-летний Лев женился на 28-летней Перл, и у них было шесть дочерей и сын Шариф. Лев стал раввином еврейской общины.
В то время в Праге начала подниматься волна ненависти к евреям. Раввин Лев предложил пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Раввин Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа заявил, что Христос умер на кресте, чтобы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что Бог так решил. Христиане, наоборот, должны быть благодарны евреям, потому что иначе христианство не могло бы возникнуть. Фанатичный христианин Тадеаш начал строить козни. Раввин Лев вовремя об этом узнал и отправил «наверх» вопрос, какие средства использовать в борьбе с врагом. Пришел ответ: «Создай голема». Так выглядит самая старая запись и одновременно первое литературное произведение о пражском Големе: Согласно преданиям отцов жил когда-то в Праге великий раввин, которого звали высокий раввин Лев. Он был не только искушенный как никто другой в Божьем слове, но также и в святой науке и в человеческой силе, и его взору было ведомо все, что происходило высоко, глубоко, далеко и близко. Очень многое делал этот особенный человек, чего никто другой не мог. Прославило его то, что он создал в образе человека фигуру из глины, которая ему служила. Слово, как звали Бога, он написал на пергамент и вложил его прямо в мозг фигуре прямо под ее лбом.
Бог хотел, чтобы в Шабес каждое его создание было свободно, и самому Голему, как того колосса называли, тоже дал возможность делать то, что ему захочется. Так однажды, когда началось приветствие Шабеса, у Голема еще было Имя (Шем) в устах, и своей сущностью он был спровоцирован на такое зло, что все от него скрывались и разбегались, поспешив сообщить раввину. Создатель Голема приказал прекратить пение. К счастью, ночь еще не наступила, у раввина еще была возможность остановить монстра в его разрушающей злобе. Т.к. раввин проглядел время, и все в ужасе трепетали, никто больше не оживил эту глину. Предание нам рассказывает, что в синагоге в Праге, где хранятся священные остатки всех видов, можно еще увидеть глиняную фигуру Голема. С тех пор в Праге принято дважды петь песню, которой начинается Шабес.
Согласно старым источникам, причина создания Голема была, чтобы он работал в домашнем хозяйстве, нужен был слуга для грубой ручной работы. Более поздние источники называют необходимость охраны Еврейского города. Позже эти причины объединили - днем Голем служил по хозяйству, а по ночам охранял гетто. По старым источникам Голема оживляли с помощью шема, который раввин Лев вложил ему под язык. Младшие источники делают акцент на сложный ритуал с участием трех лиц, представляющих стихии огня, воды и воздуха. В старой версии он простым способом оживлен и простым уничтожен - достаточно было вынуть у него пергамент с написанным шемом. Уничтожить Голема раввин решил тоже по иным причинам, чем было указано в старых преданиях - не потому что он боялся, чтобы Голем не принес еще какой-нибудь вред, а потому что он стал больше не нужен. Император Рудольф II пообещал, что больше не будут нападения христиан на евреев, и существование легендарного смотрителя стало излишним.
Когда рабби Лев узнал об этом, сразу понял, что дела плохи. Он быстро переодел Голема в одежду сельского батрака и отправил его искать пропавшую девушку во всей Праге, а если там не найдет, то и в пригороде. В одежду Голема, наоборот, одел бродячего нищего, и действительно, вскоре Голема обвинили в убийстве и за ненастоящим Големом пришла полиция. Голем тем временем не ленился, искал и искал служанку, пока не нашел ее в деревеньке далеко за Прагой, где жили ее родители. Он привел ее в зал суда в последний момент, предотвратив несправедливость. Дину за лжесвидетельство осудили на шесть лет изгнания из Праги, а в гетто снова вернулся покой. Рабби Эзехиэль воскресил Голема, чтобы тот помог ему устранить отступника от еврейской веры, молодого еврея Иоахима, сына Шаламоуна из дома «У Золотого колокола» (U Zlateho zvonu). Этот юноша влюбился в христианскую девушку Дороту Профетову, служившую в градчанском трактире «Дом венского епископа» (Dum videnskeho biskupa). Чтобы расположить ее к себе, решил отступить от еврейской веры и покреститься. Когда не помогли мольбы его родителей, с помощью Голема его отравили в этом градчанском трактире, посыпав яйца ядом вместо соли. Т.к. яд должен был подействовать через какое-то время, рабби Эзехиэль с родителями Иоахима и Големом поспешили из трактира обратно в гетто. Кроме того был вечер пятницы и начинался Шабес. Взволнованный своим поступком, раввин направился в синагогу, забыв вынуть у Голема шем.
Слово «голем» может также означать дурака! Кто был тот некто, который в приступе ярости подвергал опасности людей в гетто, и при том ничего сверхъестественного или таинственного в нем не было? Конечно, слуга раввина! Никакое не искусственное существо, никакой не механический автомат, а обычный человек. Человек, страдающий какой-нибудь душевной болезнью, периодическими приступами ярости, вероятно, эпилептик. Пражский Голем заметно отличался от всех остальных големов. Пишут, что он был создан из глины, иначе бы это не был голем, но после чудесного оживления из него стал человек из плоти и крови, у него была кожа, волосы, ногти. Он только не умел говорить. Он не возрастал в размерах, как остальные големы, которые через 40 дней становились опасными и их надо было уничтожать, а сохранял размеры человека. В таком человеческом виде он жил в гетто 12 лет и у него было имя. Его называли Йозеф или Йоссиле. Йоссиле Голем - дурачок Пепичек или просто глупый Пепа! Еще недавно так называли душевнобольных людей. На настоящего голема никогда не распространялись указания Торы, потому что это был неполный человек. Ему не нужно было соблюдать и законы субботнего покоя. Скорее, наоборот. Согласно одной галичской легенде, голема создали специально, чтобы он служил как шабес-гой и выполнял работу, которая евреям в субботу запрещена. Почему тогда раввин Лев так тщательно следил, чтобы его Голем в субботу отдыхал? Также и помещение шема под язык совершенно неизвестно в еврейских легендах. Но легко представить, что раввин своему душевнобольному слуге регулярно давал какое-нибудь лекарство, и тогда вся история выглядит в ином свете.
Места в синагоге покупались и наследовались. Одно из них предназначено для раввина Лева, и никто другой не смеет на него садиться. Говорят, что раввин присутствует здесь, как и 400 лет назад.
Сегодня на чердаке Староновой синагоги нет никаких останков Голема. Но это не значит, что их там не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. В 1883 году проводился ремонт синагоги, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке и на внешней стороне смонтировали временную лестницу из металлических скоб. Чердак должен быть очищен, а обнаруженные вещи спущены вниз и закопаны на кладбище. Какие это были вещи, никто уже не знает. Если бы члены еврейской общины нашли среди священных книг и молитвенного облачения человеческие кости, то находку бы скрыли и тайно закопали на кладбище. В то время снова поднялась волна антисемитизма, и евреев обвиняли в ритуальном использовании крови христиан. Ivan Mackerle |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|