гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Похоронен ли Голем в пражской улице У Милосердных?

Отдаленные звуки выстрелов иногда нарушают разговор двух человек, сидящих за столом в небольшом помещении. Их задумчивые взгляды, направленные на пожелтевшую рукопись, говорят о том, что они не придают большого значения угрозе текущего конфликта - Первой мировой войны. В то время как в нескольких километрах от них взрываются гранаты и умирают солдаты, они в своих мыслях совсем в другом месте - в пражском Еврейском Городе (на тот момент Йозефове) незадолго до смерти римского императора и чешского короля Рудольфа II Габсбурга (1552-1612). Что их так поразило?

Пражское гетто
Пражское гетто
Пражское гетто
Пражское гетто

Тонкая связка еврейских рукописей, которые рассматривали мужчины, содержали информацию об одной из самых больших загадок рудольфинской эпохи. Пишущий на немецком языке журналист еврейского происхождения Эгон Эрвин Киш (1885-1948) просто захвачен этой историей. Не менее увлечен и его друг, местный еврей, с которым Киш в 1915 году встретился в деревушке Воля Михова у венгерско-галичской границы, ныне это Польша. Он служил в австро-венгерских войсках и переписывал некоторые части рукописи. В книге, которую мужчина купил в польском городе Пршемысль, описана судьба Голема - старинного глиняного робота - после смерти его создателя пражского еврейского раввина Иегуды бен Бецалеля (ок. 1520-1609). Из текста следует, что тело Голема, вероятно, не осталось на чердаке Староновой синагоги, куда его поместили легенды. Вероятно, оно временно скрыто в одной из частей нынешнего Йозефова! Какова была его дальнейшая судьба?

Голем на чердаке Староновой синагоги. Музей пражских легенд и привидений
Голем на чердаке Староновой синагоги
Музей пражских легенд и привидений
Согласно исследованиям писателя Ивана Мацкерле, который тридцать лет занимается поиском Голема, следы тела Голема ведут в три пражских места. Первое - старое еврейское кладбище, куда его могли поместить в 1883 году при уборке на чердаке Староновой синагоги. Менее правдоподобное место - частично заброшенное еврейское кладбище и телевизионной вышки на Жижкове, на бывшем холме виселиц Sibenicni vrch, куда его когда-то отвез пражский еврей Ашер Бальбирер. Третья, новая версия, ведет на улицу У Милосердных. На чердаке Староновой синагоги уже ничего нет.

Прежде, чем ознакомиться с новейшими исследованиями Голема, вернемся в 16 век. Тогда Иегуда бен Бецалел, известный также как рабби Лев или Махарал, с помощью старой еврейской мистики Каббалы с несколькими своими учениками создал искусственное глиняное существо без собственной воли, голема. Легенда рассказывает, что Голем должен был защищать притесняемых жителей пражского Еврейского Города от нападений христиан. Согласно сочинению «Чудеса Махарала» создание этого существа должно было произойти в 1580 году. Насколько достоверна эта информация? Эту книгу, первое подробное повествование о жизни рабби Лева и возможного голема, в 1909 году выпустил польский еврейский раввин Юдель Розенберг. Он утверждает, что переписал (перевел) первоначальный еврейский текст, написанный Исаком Кацем, учеником и зятем рабби Лева. Согласно этому сочинению Голема оживляли с помощью так называемого шема, чему соответствуют и другие версии этой истории. Действительно ли существовало сочинение 16 века, или книга Розенберга опирается на недоказанную легенду?

Пражское гетто
Пражское гетто
Пражское гетто
Пражское гетто

В сочинении говорится, что Голем стал неуправляемым и диким, поэтому в 1593 году рабби Лев отнял у него жизнь. Еврейский Город уже не так сильно нуждался в его помощи. «Все поднялись на чердак Староновой синагоги. Слуга Авраам Хаим шел впереди с двумя горящими свечами. Потом трое мужчин завершили уничтожение Голема»,- написано в сочинении «Чудеса Махарала». Осталось ли укрытие здесь? В продолжении легенды говорится, что Иегуда бен Бецалел тут же объявил строгий запрет входа на чердак Староновой синагоги и даже приказал разобрать лестницу. Не выдумана ли вся легенда, как думают современные историки? Но на чердак Староновой синагоги до сих пор не так просто попасть - запрет входа со времени рабби Лева действует доныне.

В 20 веке ключи от двери таинственного чердака с трудом удается получить только двум людям. В 20 веке во время поиска Голема сюда заглянул Киш, и спустя более 60 лет Мацкерле со своей исследовательской группой и геологическим радаром. Но Голема на чердаке не нашли. По какой причине доступ на чердак синагоги запрещен до наших дней? По причине поверья ортодоксальных евреев или это доказательство, что легенда о Големе основана на действительности?

Следующим подтверждением реальности Голема может служить повторение 92 псалма во время богослужения в Староновой синагоге. Эта традиция может быть напоминанием о давней приостановке проповеди раввина из-за дебоширства Голема. Подобной традиции нет ни в одной другой синагоге.

Пражское гетто
Пражское гетто
Пражское гетто. Староновая синагога
Пражское гетто. Староновая синагога

Легенда о Големе могла быть не вымыслом, а искажением совершенно реальной природы. Согласно одной теории, Голем - не обязательно глиняная кукла. Возможно, это был психически больной человек могучего телосложения. Еврейский раввин мог давать ему успокоительное лекарство, растительный наркотик, а народная молва эту медицину заменила на магический шем. Позже этот человек умирает, и раввин из опасения перед беснующимися христианами хоронит его тело где-то в пражском Еврейском Городе.

Или прообразом Голема был механизм? Рабби Лев был известен своей мудростью, обширными знаниями естественных и тайных наук. Он мог, например, построить искусственный механизм - голема. Хоть это и кажется менее правдоподобным, но эту версию нельзя полностью исключить.

Пинкасова синагога
Пинкасова синагога
Согласно статье Киша в воскресном приложении к газете Prager Tagblatt от 12.9.1920 наиболее связан с исчезновением Голема слуга раввина Авраам Хаим, который принимал участие и в его уничтожении. Вероятно, Хаим со своими родственниками тайно перевез Голема в подземное помещение пражской Пинкасовой синагоги. Спустя несколько дней перемещает его в другой подвал в бывшей Цыганской улочке в дом, который тогда частично принадлежал пражскому еврею Ашеру Бальбиреру. Наконец, все должно было закончиться на еврейском кладбище на пражском холме виселиц, ныне Фибиховой улице.

Остался ли здесь Голем доныне? Не является ли это вымыслом? Происхождение перевода Киша невозможно проследить, а в его рукописи есть несколько исторических неточностей. Самая важная из них, что еврейское кладбище для умерших от эпидемии чумы в то время еще не существовало, оно появилось спустя 90 лет. Второй след ведет на Старое еврейское кладбище в Йозефове. В пражских архивах есть записи, что некоторые вещи после уборки на чердаке Староновой синагоги в 1883 году вынесены именно сюда. Записи того времени неполные. Могли вместе с предметами вынести и тело Голема?

Здесь открывается интересная взаимосвязь. В 1999 году к Ивану Мацкерле обращается индонезиец Тедди Сунарди, который изучает право в Карловом университете. Он вносит в расследование удивительный поворот. Сунарди, мать которого чешка, с детства посещают странные сны и видения с незнакомой старой площадью с колонной или другими неизвестными ему местами, напоминающими улицы какого-то старого европейского города. Он удивлен, когда в его рисунках мать узнает Староместскую площадь! Индонезиец позже идентифицирует свои сны и с другими пражскими местами, в первую очередь со старым пражским Еврейским Городом в том виде, как он был перед обширной перестройкой в конце 19 века. Молодой человек в детстве не был в Праге и не видел эти места на фотографиях. Индонезийский студент знает такие подробности о старой Праге, которые могут знать только специалисты по ее истории. Председатель клуба «За старую Прагу» д-р философии Катержина Бечкова проверяла его память, показывая ему старые фотографии разных мест Еврейского Города до перестройки. Тедди пробовал отвечать, что где. Стопроцентного успеха не было, но результаты были удивительные.

Пражское гетто
Пражское гетто
Пражское гетто
Пражское гетто

Вероятно, Сунарди во сне разговаривает с давно умершими людьми, среди которых и с пражским раввином Якубом Шмилесом (1570-1634). Он ему в одном из снов сообщил, что тело Голема лежит в пражском Йозефове в доме, где через 60 дней умрет человек. Эта дата приходилась на 31 июля 1999 года, когда смерть действительно посетила дом čp 849/6 в пражской улице У Милосердных. В подвале этого дома Мацкерле с радаром искал закопанного Голема. Поиск не увенчался успехом, но чешский исследователь пришел к шокирующей взаимосвязи - этот дом расположен в нескольких метрах от бывшей Цыганской улочки, которую упоминает рукопись Киша. Или тело Голема (человеческий скелет или остатки таинственного механизма) похоронено в другом месте и лежит где-то поблизости от этой пражской улочки и ждет своего открывателя?
Petr Koutský

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты