гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Смерть Шимона Абелеса
Лазарь Абелес - убийца своего сына или жертва гонений на евреев?

25 февраля 1694 года чиновники пражского городского управления получили тревожный анонимный донос. В нем было написано, что в пражском Еврейском городе четыре дня назад был убит еврейский мальчик Шимон Абелес, потому что хотел покреститься. Его отец убил сына, чтобы не допустить вероотступничества.

Шимон Абелес
Шимон Абелес
  Источник донесение в слухах, которые после внезапной смерти маленького Шимона (род. 1682) разлетелись по узким улочкам еврейского гетто. Пересуды достигли ушей одного еврея по имени Йосел, и тот начинает расследовать этот случай. Быстро обнаруживает, что Шимон был необычным ребенком, что избегал игры с единоверцами, а стремился к христианским детям, ненавидел знаки принадлежности к гетто, но зато его привлекало все, что относилось к христианскому культу. В сентябре 1693 года Шимон даже убегает к иезуитам, приняв решение, чтобы те его покрестили. Его отцу, преданному еврею Лазарю Абелесу, это очень не нравится. Но смог бы он решиться на убийство сына?

Йосел со своим подозрением спешит к Константину Френкину, чиновнику пражского городского управления, который немедленно составляет анонимный донос. Начинается расследование, и уже 26 февраля арестованы Лазарь Абелес, его жена Лея и кухарка Геннеле. Их поместили отдельно, чтобы они не могли договориться об одинаковых ответах. Следователи эксгумируют тело Шимона, чтобы выяснить действительную причину его смерти. Начинается суд. Сторону истцов принимают иезуиты, которые утратили свою верную овечку. Известие о варварском поступке в гетто постепенно распространяется за границы Праги и Чехии, и у людей во всей христианской Европе от нее встают волосы дыбом. В доносе написано, что дитя было отравлено ядом в вине. Лазарь решительно отрицает, что мог бы нанести вред сыну, тем более убить его. Его ответы соответствую тому, что говорили Лея и кухарка. Но судей это не устраивает, они утверждают, что еврей Лазарь убил своего сына из-за веры. Если не сознается по-доброму, будет по-злому - пытки помогают развязать язык и самым упрямым. Наконец, кухарка Геннеле свидетельствует, что Лазарь отравил мальчика. Но тут загвоздка - врачи при вскрытии не находят в теле следов яда. Зато обнаружили над левым виском свежую круглую рану от удара, а также перелом шейного позвонка.

Евреи
Для судей прямо даром с небес оказался приход «свидетельницы» Сары Уресин. Тринадцатилетняя девочка в то время якобы служила в доме Лазаря. Она сообщила, что когда Лазарю удалось вернуть Шимона от иезуитов домой, то «мальчик не смел ни шагу из дома, отец его бил, ругал его, кормил только хлебом и водой». «Пусть меня накажет Бог, если я этого ребенка (Сару) когда-либо видел»,- защищался Лазарь при очной ставке со свидетельницей.

Позже в камере он начинает понимать, что судьи давно уже приняли решение о его вине, и никакого правосудия не будет. Поэтому в ночь с 15 на 16 марта он совершает самоубийство. Вместо этого следователи его жене Лее говорят, что Лазарь признался. Лея, желая защитить своего мужа, называет убийцей друга семьи еврея Лёбла Куртцхардела. Тот сначала отрицает, но на эшафоте, будучи невиновным, сознается и позволяет себя покрестить, когда его ломали на колесе.

Тем временем тело Шимона без признаков разложения выставлено в Тынском храме. Каждый день тут толкаются толпы народа, чтобы посмотреть на несчастного еврейчика и смочить платочек в крови, которая якобы непрестанно вытекает из раны на его виске. Многие от его гроба отщипывают щепку на счастье. 31 марта для Шимона, который, по мнению всех, умер за веру, устроены великолепные католические похороны, в которых участвует вся Прага. Все это было организовано с целью пропаганды католичества среди евреев. Известный чешский журналист Эгон Эрвин Киш (1885-1948) обращает внимание на предубеждение судей и расхождение в следствии.

Лазарь, Лея и Геннеле одинаково утверждают, что рана над виском от чесотки. Свидетели против Лазаря лгали, Сара была нахальной еврейской шалуньей, а позвонок могли сломать во время эксгумации.

Dominika Eliášová


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты