Мистическая Прага
Нове Место пражское

Посередине Вацлавской площади
Перекрёсток с Водичковой и Индржижской улицами

В старые времена торговля конями и разными предметами концентрировалась в нижней части площади. Верхнюю не использовали до середины 20 века. Даже виселица, а позже и скульптура св. Вацлава стояли под линией соединения Водичковой и Индржижской улиц.

В 1743 году здесь казнили пекаря и мясника за то, что продавали дороже назначенной таксы. За год перед этим казнили баварского солдата, по пьяни убившего француза. А после казни 1621 года после Белогорской битвы здесь долго висела четверть казенного и четвертованного Яна Ессениуса. После битвы на Белой горе солдаты победившего императорского войска остались в Праге как гарнизон, занимались грабежом и кражами, а на жалобы пражан никто не обращал внимания. В 1мае 622 году толпа солдат ограбила магазины на Конском рынке. На этот раз их наказали - 15 из них осудили на смертную казнь. В последний момент им была оказана милость - им позволили бросить кости, чтобы выбрать, кого трех человек из них повесят.

Статуя св. Вацлава скульптора Я.И. Бендла перед отелем эрцгерцога Штепана на Вацлавской площади. 1860
Статуя св. Вацлава перед отелем эрцгерцога Штепана
на Вацлавской площади. 1860
С 1680 года на этом перекрестке стояла конная статуя св. Вацлава работы Яна Иржи Бендла. С точки зрения народа св. Вацлав - защитник, правитель от Бога. Спустя 200 лет эта скульптура перестала соответствовать - была слишком красивая, поэтичная, религиозная. Поэтому была перенесена туда, куда больше подходит - на Вышеград. В 1866 году австрийское министерство обучения заказало Йозефу Мыслбеку конную статую св. Вацлава, которая теперь стоит перед Национальным музеем.

В давние времена бедному люду оставалась для еды мука, крупа и турнепс, а в неурожайные годы в стране господствовал голод. Голоду сопутствовали болезни и иногда мор, который не выбирал - косил бедных и богатых.

Так, в 17 веке в Чехии был очень неурожайный год, и кусочек хлеба был на вес золота. И если уж голодали люди в деревнях, то в Праге было еще хуже. Советники пришли к решению уговорить императора издать приказ о привозе зерна из других частей его владений, где голод еще не был таким жестоким.

Месса у статуи св. Вацлава
Месса у статуи св. Вацлава
И только старший советник выступил против, т.к. знал, что обычно господа вспоминают о своем народе, когда нужны деньги или солдаты. Он посоветовал обойтись своими силами, поступить, как это делали предки в трудные времена: обратиться с молитвой к святому князю Вацлаву.

После долгих размышлений советники решили попросить помощи у всех чешских покровителей во главе с князем Вацлавом. Так и сделали, и в тот же день пошел дождь, земля увлажнила семена, уродился такой богатый урожай, что с голодом было покончено.

Советники в память об этом счастливом спасении и в благодарность князю Вацлаву постановили вытесать из камня его скульптуру и поставить ее на самое видное место. Нашли хорошего скульптора, предложили ему деньги, но он захотел взять оплату зерном.

Богатый урожай не решил все проблемы советников. Сама просьба скульптора говорила, что все еще далеко не в порядке. Из-за недостатка муки и хлеба в стране господствовала дороговизна, ростовщики жестоко обирали простой люд. Самыми жадными были пражские пекари. Хлеб стал едой богатых. Советники решили противостоять ростовщичеству сильнее прежнего. Торговлю зерном перенесли на Конский рынок, поближе к новой скульптуре князя Вацлава, чтобы продажа зерна была под хорошим контролем, а деревенским пекарям позволили торговать в нижней части площади. Пражские пекари забеспокоились, но деревенский хлеб в Праге продавался, был дешевле и намного лучше.

Деревенские пекари продавали не только буханки, но и кусочки хлеба, так что и самый бедный человек не уходил с пустыми руками.

Статуя св. Вацлава скульптора Я.И.Бендла на Конском рынке
Статуя св. Вацлава скульптора Я.И.Бендла на Конском рынке

Над всем этим стояла скульптура князя Вацлава и наблюдала за честными и ростовщиками, бедными и богатыми. И говорили тогда в Праге, что скульптура обладает особенной силой, что трудные времена еще не прошли и что когда отсутствие единства достигнет вершины, в страну нагрянут захватчики и будут убивать, поджигать, грабить. Чехи наконец объединятся, но будет уже поздно, враг победит и доберется и до Праги. Сама великая битва произойдет на Вацлавской площади, резня будет такая жестокая, что кровь потечет по всей ширине площади до Старого Места. И едва только одна капля окропит скульптуру князя Вацлава, князь со своим конем оживет, поднимет копье, флаг и укажет своим чудесным мечом на гору Бланик, в которой почивают его рыцари. Тогда эти рыцари выедут из своего подземного укрытия, быстро доберутся до Праги, чтобы навсегда изгнать неприятеля. После этого в Чехии надолго наступит покой и расцвет.

Статуя св. Вацлава скульптора Я.И.Бендла на Вышеграде
Статуя св. Вацлава Я.И.Бендла на Вышеграде
4 июня 1848 года у статуи св. Вацлава присутствующие в Праге славяне отслужили славянскую мессу. Здесь были девочки, одетые в белое, мальчики в костюмах внуков бланицких рыцарей, взрослые люди в национальных костюмах. Народ ликовал по поводу победы славянского духа.

В 1866 году австрийское министерство обучения заказало конную статую св. Вацлава Йозефу Мыслбеку, личности, основавшей чешское ваяние и никогда не перешедшей новоренессансный взгляд на мир. Деньги были выделены в 1892 году, а памятник был отлит спустя еще 16 лет. Последняя скульптура, св. Войтех, была установлена после первой мировой войны. Мнение, как должен выглядеть памятник, развивалось в течение несколько десятилетий.

Эпизод об отшельнике Иване, который предполагался четвертой фигурой, убедительно показывает, как национальный и государственный характер места обозначил вид памятника. Св. Иван - милый, не совсем исторически подтвержденный персонаж святого-отшельника, жившего в пещере. Для памятника требовалась более государственная личность, которой стала св. Анежка Чешская.

В старые времена на углу Вацлавской площади и Индржижской улицы стоял большой дом, из стены которого на улицу выступала на металлической жерди старая железная корзина грубой работы. Жердь была вставлена в стену на уровне второго этажа, так что её со всех сторон было хорошо видно. Народ называл это железной корзиной палача. О ней рассказывает следующее предание.

В давние времена в этом доме жил императорский бурмистр, поэтому дом и назывался «У Цисаржских» (cisar - по-чешски император). Бурмистр имел право принимать решения о жизни и смерти, и тому, кого он приговаривал к смерти, палач сразу же перед домом срубал голову, которую потом клали в корзину и вывешивали другим в назидание. Голова висела до тех пор, пока её не сменяла следующая.

Дом У Цисаржских на углу Вацлавской площади и Индржишской улицы в Праге
Дом «У Цисаржских» на углу Вацлавской пл. и Индржишской ул.
Перекресток Вацлавской площади и Индржишской улицы в Праге
Перекресток Вацлавской площади и Индржишской улицы. 1900

Другое предание рассказывает об этой корзине, что она находилась в часовне св. Вацлава на Пражском Граде, где её использовали для Божьих судов.

В действительности это была миска со смолой для освещения улиц. В 1322 году было приказано, чтобы в Праге каждый, кто шёл ночью по мосту, имел при себе освещение - фонарь, факел, лучину. С 1329 года после колокольчика бурмистра каждый в городе должен ходить со своим освещением. Если фонаря или лучины не было, считался подозрительным, был оштрафован. После того, как был застигнут без света 3 раза, попадал в тюрьму или платил большой штраф и был изгнан из города на один год. На нескольких местах на углу стояли металлические миски с зажжённой смолой, которая, в основном при пожарах, освещала и указывала дорогу людям, спешившим погасить пожар. Вот и на доме «У Цисаржских» был такой таз на углу, о котором ошибочно говорили, что в нем выставляли отрубленные головы казнённых.

Напротив трактира в доме «У Цисаржских», против фонтана со статуей св. Вацлава в 1786 году был построен деревянный театр, так наз. Боуда (будка). Это было простое здание, стены которого внутри были набиты соломой и обтянуты тканью. В нем сосредоточилось все, что касалось чешского языка. Пьесы играли на чешском не менее четырех раз в неделю. Побывал здесь и император Иосиф II, после чего присвоил Боуде название Имперско-королевский народный театр. Театр снесли в 1789 году, потому что он мешал транспорту.

© При использовании материалов просьба указывать ссылку на сайт www.prahafx.ru



гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты