Еврейский город Йозефов

Старое еврейское кладбище

Когда Иосиф II снял с евреев знак тысячелетнего пренебрежения, богатые свободно расселились в других районах Праги, а в гетто остались бедные евреи. Но мертвые здесь, на Старом еврейском кладбище, под могильными камнями остались все - на том месте, куда их хоронили до 1787 года, после чего новые захоронения здесь были запрещены. Евреи называли свои кладбища садом.

Старое еврейское кладбище в Праге
Старое еврейское кладбище
Гетто было разрушено, снесено и исчезло навсегда, а сад мертвых остался. Здесь между домами и домиками стиснуто это кладбище людей, униженных при жизни. Стиснуто настолько, что уже в старые времена приходилось класть один слой захоронений на другой, потому что не могло поле надгробий расширяться за счет жилища живых.

Большинство этих надгробий изготовлено из розового сливенецкого мрамора. Благословляющие руки, вытесанные на могильном камне, говорили, что покойный был из рода Аарона (Коэн), кувшин - символ рода Леви, их почетная обязанность омывать руки коэнам во время службы, лев напоминает об имени Иегуда, медведь - еврейское имя Доб, волк - Зеев, олень - Цеби, мышь - Майзл. Изображения зверей вместе с фантастическими грифонами и единорогами воспринимаются также как добрые гении, стражи святынь. Лань - память о добре и красоте, символизирует любовь, чувственность и отмечает надгробие девушки или молодой женщины. Единорог - символ возвышенности человеческого духа - ведь единорог живет высоко в горах. Павлин - знак вечного блаженства среди райских красот. Одна рыба - может обозначать утопленника. Две рыбы - знак зодиака месяца Адар. Три рыбы, образующие кольцо - древний знак вечности. Белка, грызущая орех - орех мудрости - символ ума. Аист, заклевывающий змею - говорит о том, что добрые дела умершего при его жизни были несравнимы с его недостатками.

Из символов: ножницы говорили, что здесь покоится - портной, пинцет - лекарь, ступка с пестиком - аптекарь, арфа - мастер муз. Из инструментов, скрипка - музыкант, книга - книгопечатник или чтец молитв, этрог (цитрус) - торговец этими плодами для ритуального празднования. Повозка с бочкой - водовоз. Такие обыденные сюжеты показывают, что для Всевышнего дорог каждый человек, вне зависимости от его социального статуса. Менора - на надгробии означает символ женского благочестия. Человеческие фигуры - ребенка или девушки - говорят о молодом возрасте умершего. Сломанное дерево, разбитая ладья, сорванный цветок, опустевший дом - все сломанное, разбитое, покинутое - знак смерти.

Надгробие на могиле раввина Лева на Старом еврейском кладбище в Праге
Надгробие на могиле раввина Лева
на Старом еврейском кладбище
Кто вошел сюда, пусть оставит свои суждения о нынешних живых евреях. Здесь не вспоминают о еврейских капиталах со всеми грехами, владеющих миром. Здесь похоронены люди, с которыми всегда обращались не по-человечески, люди, вся жизнь которых иногда была хуже, чем травля животных. На этих людей распространяются слова поэта: «У дикого голубя есть крыша над гнездом, своя нора есть у лисы, а у Израиля - только могила».

Только могила была надежным местом для поселения Якубова, несмотря на то, что грабители и солдаты не раз прибегали сюда раскапывать еврейские захоронения.

О еврейских могилах позаботились в 13 веке. Папа Иннокентий IV в 1246 году под анафемой запретил вредить еврейским садам. Спустя некоторое время (1254) к мнению папы присоединился король Пршемысл II и дал евреям привилегию, чтобы их кладбище оставили в покое. С тех пор папы и короли охраняли еврейские кладбища. Поэтому сюда, на могилы, прибегали запуганные евреи, когда становилось совсем невыносимо, когда разъяренный народ пражский разрушал их дома и убивал ненавистное племя. Часто на этом кладбище под окнами синагоги целыми ночами сидели женщины Израиля, прикрыв в печали головы и молясь, чтобы Ягве освободил свой избранный народ из вражеских рук и помог мужчинам в защите. Сюда прибегали и мужчины, отчаявшиеся защищаться, умиравшие от страха, и вечером просили, чтобы наступило утро, а утром просили, дожить бы до вечера.

Когда случалось несчастье с отдельными людьми или целым поселением, кладбище становилось более сильным местом молитвы для пражских евреев, чем синагога. Особенно устремлялись со своим плачем к могилам раввинов, от которых ожидали чудесной помощи.

Евреи спят вечным сном под душистым кустарником, и ничто не нарушает их покой. Но есть среди них один, который не достиг покоя в «саду мертвых». Тот еврей в молодости стал чужим для своего рода. Он принял христианскую веру и даже стал священником. Был капелланом в костеле св. Вита на Пражском граде. Но когда приблизился его смертный час, он захотел вечного покоя в «саду мертвых» в Еврейском Городе. Там была похоронена и еврейская девушка, которую он в молодости любил. Умер он как еврей, похоронили его евреи, как он просил, поближе к могиле возлюбленной девушки. Но покоя, которого и при жизни у него было немного, он не достиг и в могиле. Каждую ночь встает из гроба и идет к Влтаве, где его на лодке ждет жуткий гребец - скелет, с которым они вместе направляются в храм св. Вита. Там капеллан садится за орган, а скелет раздувает ему мехи, и так они играют до тех пор, пока колокол не прозвонит конец Часа духов. Тогда они оба отправляются к реке, плывут на другой берег, и органист снова возвращается в свою могилу.

Вместо старого было построено новое здание церемониального зала Погребального братства в неороманском стиле. Цокольный этаж служил покойницкой, на втором этаже, вероятно, был церемониальный зал с балконом для произнесения речей. До 1914 года, а в исключительных случаях и позднее, оттуда отправлялись похоронные процессии на Новое еврейское кладбище на Ольшанах.

На изгибе улицы с 16 века стоит Клаусова синагога, построенная стараниями Майзла и раввина Лева.

В 1571 году император Максимилиан III с императрицей Марией прибыл в Прагу. Во время этого посещения хотел осмотреть и Еврейское гетто. Очень торжественно, со священной Торой под балдахином его тогда приветствовал прославленный рабби Элизер Ашкенази. В память об этом славном событии была основана Клаусова синагога. В 1573 году в эту синагогу был назначен учителем Талмуда знаменитый Лев Бецалел, который со своим зятем раввином Хаимом назвал эту синагогу «У трех клаусов». Здесь же была основана семинария для изучения Талмуда.

Название «Клаусова синагога» происходит от слова «клауза», т.е. закрытая комнатка как в католических монастырях со строгой клаузурой, или затворничеством от остального обыденного мира. Эта синагога укрывала в своих жилых комнатах учеников Лева и последующих учителей, которые здесь обучали Талмуду и другим религиозным наукам. Они проживали в маленьких комнатках - клаузах.

21 июня 1689 года был совершен поджог в Праге. Загорелось недалеко от площади св. Валентина у Еврейского города, где французские поджигатели могли незаметно смешаться с толпой. Гетто вспыхнуло и за несколько минут все горело, оттуда пламя пошло в Длоугую улицу и до св. Петра на Поржичи. В гетто за два часа превратились в пепел 316 деревянных домов, загорелись десять каменных синагог. Синагога на кладбище под своим упавшим кровом похоронила несколько сот человек, которые надеялись, что священное здание спасет их. Когда свод упал, раздался крик, краткий, отчаянный, усиленный пламенем, который взлетел ввысь и стал огромным факелом этого страшного погребения.

В подземельях домов люди задохнулись от дыма. Некоторые успели выбежать из гетто в Старе Место, но были ограблены, стараясь спасти свое имущество от огня.

Император велел строить гетто заново, только каменные дома и более ровные улицы. В 1702 году гетто было готово, как и раньше отделено стеной с калитками от реки и от Старого Места.

Снос домов в Пражском гетто в старой Праге
Снос старых домов в Пражском гетто
После санации от Еврейского Города сохранились только Старое еврейское кладбище, 6 синагог (Староновая, Высокая, Клаусова, Пинкасова, Майзлова, Шпанелская) и ратуша. Нет сведений, когда еврейская община закупила дом для своей ратуши. Здание было дважды перестроено после пожаров 1689 и 1754 гг. Это узкая и длинная постройка с мансардой и черепичной крышей. На узкой стороне два окна, а на улицу выходят восемь окон главного фасада. В середине поднимается высокая, крытая медью башня с галереей. Башня на еврейской ратуше появилась во время последней перестройки во второй половине 18 века. Примечательно, что на всех еврейских постройках до середины 19 века башен практически не было - они могли быть в составе дома лишь на основании особого разрешения. На башне на четырех сторонах циферблаты с еврейскими буквами и стрелками, вращающимися в обратном направлении. В щите под башней есть часы с обычным циферблатом. Часы на Новой ратуше, идущие в обратном направлении, будто переносят нас во времена, когда по Праге ходил Голем.

Трактир Денница в старой Праге
В трактире «Денница»
Участок Рабинской улицы в районе Староновой синагоги соответствовал значимости обеих построек - синагоги и ратуши. Он был относительно широкий, с тротуарами. Вечером становился местом прогулок йозефовских хулиганов и их приятельниц, посетителей известного танцзала и трактира «Денница». Чем ближе к утру, тем более шумно становилось в просторной комнате, в углу которой за клавиром сидел мужчина в годах и старательно играл по команде желающих танцевать девушек, терпеливо ожидающих, кто оплатит их ужин и ближе к утру суп из требухи. От Староновой синагоги до Йозефовской (Широкой) улицы Рабинская улица некоторое время называлась Белелесовой, потому что, как рассказывает легенда, не ней жили две негодные женщины - Белла и Элла.

В гетто стали умирать дети. Рабби Лев долго думал над этим. Однажды под утро ему приснился странный сон, в котором пророк Илья позвал его за собой ночными улочками к кладбищу. На свежих могилах еще не успела вырасти трава, а сами могилки были маленькие, т.к. в них лежали дети. Часы пробили полночь. И в этот момент могилы начали как бы просыпаться, земля на них зашевелилась, и из могил стали вылезать дети, закутанные в белые саваны. Они побежали по кладбищу, стали прыгать и танцевать. В этот момент раввин проснулся.

Утром рабби Лев позвал одного из своих учеников и велел ему перед полночью пойти на кладбище. Там дождаться, когда из могил выйдут дети и начнут играть, сорвать с одного из них саван и сразу принести его к рабби Леву. Ученик так и сделал, прибежал к раввину, отдал ему добычу, и оба уселись у окна ждать, что будет дальше. Едва прошел час, появился черноволосый мальчик, перед знаком винограда и льва постучал в окно, плакал и просил: "Верните мой саван, пожалуйста! Все уже вернулись под землю, а я без него не могу". Раввину было жалко мальчика, но он сказал: "Если ты хочешь получить свой саван, скажи мне, в чем причина этой чумы". В этот момент решалась судьба всех оставшихся в живых детей.

Внезапно мальчик заговорил: "Здесь недалеко живут Белла и Элла. Они убили новорожденное дитя и закопали его. Отдайте мой саван!". Раввин отдал ему саван, заботливо поправил его на плечах мальчика, который поспешил к кладбищу.

Раввин вызвал обеих женщин, и они признались в содеянном. Потом повторили свое признание в суде, т.к. их уже мучила совесть. Суд вынес строгий приговор. На следующий день после исполнения приговора мор начал отступать. Так раввин Лев защитил людей своей общины от смерти.

Дом, в котором жила семья Абелес в Праге
Дом, в котором жила семья Абелес
От перекрестка начиналась западная часть Йозефовской улицы. Здесь в доме напротив входа на кладбище, возможно, проживала семья Шимона Абелеса, еврейского мальчика, который был убит за то, что принял христианство. Тело мальчика было нетленно, христиане причислили его к мученикам и похоронили в Тынском храме на Староместской площади.

На каменной доске вырезано, что мальчик убит собственным отцом из ненависти к христианству. Тело мальчика до самого закрытия гроба было нежным, естественного цвета, без неприятного запаха.

Шимона Абелеса, который захотел стать христианином, отец мучил несколько недель, пока он не усох до скелета, а потом с помощью религиозного фанатика убил.

На следующий день тайно похоронил двенадцатилетнего убитого мальчика на старом, поросшем травой еврейском кладбище. Когда сведения об убийстве просочились, отец-убийца повесился в староместской тюрьме на своих молитвенных ремнях, но страшная казнь состоялась на мертвом теле - с помощью коня его тело выволокли за Горские ворота, там вынули из него сердце и били им по губам еврея, после чего тело четвертовали.

Второго из убийц публично ломали на колесе - самый унизительный вид казни в 17 веке. От боли он согласился стать христианином. За это палач прекратил его мучения одним ударом, и новокрещенный был похоронен как христианин.

Погребение убитого Шимона было помпезным - в Тынском храме, управляемом иезуитами, которые объявили мальчика христианским мучеником. Все духовенство, начиная с высших чинов, школы, учреждения, во главе с главным кастеляном, и горожане проводили еврейского мальчика в храм под звон колоколов, звонивших в 70 пражских костелах. И только в улицах гетто было ужасающе тихо - евреи закрылись в своих домах. Чешские исследователи считают, что Шимон Абелес не был крещен, он оставался евреем, был непослушным ребенком, а сама его история - не более чем исторический курьез для туристов в Тынском храме. При свободе вероисповедания со стороны церкви и королей были попытки отделить евреев от веры Моисеевой. Церковь облегчила конверсию евреев в христианство, но в случае возвращения крещеного еврея к родной вере наказывала его как еретика.

В 1561 году король приказал под наказание штрафом, чтобы евреи еженедельно ходили на иезуитские проповеди в храм св. Сальватора и чтобы иногда посылали мальчиков к иезуитам. Евреи послушались короля, но при этом у иезуитов затыкали себе уши, мальчиков посылали к патерам, но дома всегда стирали то, что иезуит старательно вписал в детскую душу, так чтобы не оставалось и следа. Говорят, всего три еврея перешли в католичество. Однако христианский люд не принимал крещеного еврея, он долго был в обществе изгоем и до самой смерти оставался «крещеным евреем».

© При использовании материалов просьба указывать ссылку на сайт www.prahafx.ru



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты