Еврейский город Йозефов

Староновая синагога

Центром религиозной жизни была Староновая синагога. Об ее основании ходило три предания, которые происхождение святыни относят к старым седым временам. Йозеф Сватек рассказывает, что в самом начале, когда евреям разрешили поселиться в Праге, они жили на Уезде. Потом пражский сброд восстал и сровнял с землей дома евреев. При том опустошении была снесена и синагога, и евреи остались без дома молитвы.

Староновая синагога и Еврейская ратуша в Праге
Староновая синагога и Еврейская ратуша
Позже евреям предоставили нынешнее место, и старейшины сошлись, чтобы выбрать место для строительства дома молитвы. Долго спорили, пока не вошел почтенный старец, который по Божьему внушению велел раскопать холм там, где сейчас стоит синагога, и они с Божьей помощью получили желанное здание. Как только евреи углубились в землю, так сразу добрались до постройки, которая выглядела так, как сейчас. Глубже они не стали копать, а холм сровняли с окружающим пространством, поэтому школа так глубоко в земле.

Другие рассказчики менее скромные. По их мнению, синагогу принесли в Чехию ангелы после того, как евреи были изгнаны из Палестины. Она после иерусалимской - самая старая в мире. Также они велели еврейской общине никогда ничего не менять и не ремонтировать, потому что она в своем первоначальном виде простоит дольше, чем остальные синагоги. Каждому, кто решится внести какие-то изменения в священную синагогу, грозит смерть. Если кто-то из строителей решался на изменения, то умирал от удара или от бедности.

Когда в 1558 году пожар уничтожил все вокруг Староновой синагоги, она осталась неповрежденной. Защиту приписывают высшим силам. Когда во время пожара старейшие евреи горячо молились, чтобы Бог отвратил огонь от святыни, внезапно на крыше появились две голубки, которые там сидели, пока огонь не погас, и школе больше ничего не угрожало. Старые евреи говорят, что этими голубками были те два ангела, которые перенесли школу из Иерусалима в Прагу, а в этот раз Бог их послал спасти святыню от огня. Когда беда прошла, голубки исчезли высоко в небе.

В еврейской религиозной общине трубили в шофар (в синагогах не было колоколов), или на Староновой синагоге вывешивали белый флаг, который в то время был виден издалека.

Староновая синагога в Праге
Староновая синагога. 1836
Староновая синагога в Праге
Староновая синагога

В 1357 году Карл IV позволил пражским евреям носить знамя. С этим знаменем цеха мясников выходили евреи по праздникам - при въезде Фердинанда I в 1527 году в Прагу, при рождении будущего императора Иосифа II и последний раз на коронацию Леопольда II, на праздник Симхат Тора и др. Рудольф II позволил Майзлу такое же знамя в его синагоге, чем поставил Майзлову синагогу на один уровень со Староновой.

Здание пражской Староновой синагоги - прямоугольное, стрельчатый свод опирается на две восьмигранные колонны. Все говорит о старой готике. Красивый вход на правой стороне тоже чисто готический.

Из очень темной передней по девяти ступеням входим в святыню. Места в синагоге покупались и наследовались. Одно из них предназначено для раввина Лева, и никто другой не смеет на него садиться. Говорят, что раввин присутствует здесь, как и 400 лет назад. С потолка висит несколько люстр. Наверху здания чердак, где хранились старые храмовые предметы. На чердак ведет единственная лестница снаружи здания.

Ужас источают стены этого храма. Внутренний вид производит сильное впечатление. Причина, почему стены держат на себе вековую сажу и пыль, так усиливающая мощное впечатление от этой постройки, - следы крови убитых здесь евреев в 1389 году.

В этот год при короле Вацлаве IV евреям причинили такое зло, что об этом вспоминают в ежегодных молитвах. Когда католический священник шел к умирающему со Святыми Дарами по еврейской улице, в него бросили камни. Евреи утверждали, что это были дети. На следующий день в Пасху, священники в костелах по всей Праге проповедовали против евреев и призывали к мести. После вечерни собрался пражский люд с копьями, цепами, дубинами, ножами в руках, и ворвался в гетто. Был крик, плач, проклятья. Евреев убивали при встрече, вытаскивали из домов, дома поджигали, пламя перескакивало по крышам и через узкие улочки. Они скрывались в синагогах, но и там их настигла смерть. Евреи в суматохе убегали… прямо на ножи убийц. Не одного еврея забросили обратно в горящий дом. Видя неминуемую жестокую смерть, евреи убивали сами себя - отцы своих детей, мужья - жен. А в гетто врывались новые толпы разъяренных людей. Из еврейского города тащили добычу, ограбили синагоги, поджигая их, книги жгли, кладбище не жалели. Горело всю ночь. Убито и сгорело около трех тысяч евреев. Некоторые женщины и дети спаслись тем, что быстро приняли крещение.

У евреев в память об этом несчастье осталась элегия Авигдора Кары и пятна крови на стене старейшей синагоги. Евреи не стирают со стен эту кровь своих людей, которых почитают за мучеников.

Говорят, по ночам мертвые встают из могил и идут молиться в синагогу. Вынимают Тору, раскрывают ее и начинают читать отрывок, предназначенный для текущей недели. Молящиеся немы, не слышно ни звука. Если кого-то вызывают к Торе, и он проходит через толпу, его шаги не слышны. Но если должен умереть человек, который живет в гетто, его имя произносят вслух.

Поэтому тот, кто рано утром открывает синагогу, должен три раза постучать ключом о дверь, чтобы собрание мертвых знало - идут молиться живые.

Таинственным местом Староновой синагоги является ее чердак. Говорят, там похоронен Голем. После смерти Голема Рабби Лев категорически запретил доступ на чердак, велел снести ведущую туда лестницу.

Раввин Праги Эзехиель Ландау
Раввин Эзехиель Ландау
В 18 веке главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793) побывал на чердаке синагоги. Стационарной лестницы туда не было, поэтому приставили длинную временную. Прежде чем подняться наверх, раввин прошел строгий обряд очищения, постился и молился. Потом в молитвенном облачении и с ремешками тефилим на голове вошел на таинственный чердак храма, в то время как его ученики ожидали внизу. Однако наверху он провел всего несколько минут, а когда вернулся, сильно дрожал. Что он увидел на чердаке, никому не сказал. «Пусть никто больше не осмеливается туда наверх и не тревожит покой Голема!» - раввин обновил строгий запрет рабби Лева о входе на чердак.

Но говорят, что Голема несколько раз воскрешали.

В 1538 году Рабби Эзехиэль, потомок рабби Лева, воскресил Голема, чтобы тот помог ему устранить отступника от еврейской веры, молодого еврея Иоахима, сына Шаламоуна из дома «У Золотого колокола». Этот юноша влюбился в христианскую девушку Дороту Профетову, служившую в градчанском трактире «Дом венского епископа». Чтобы расположить ее к себе, юноша решил отступить от еврейской веры и покреститься. Когда не помогли мольбы его родителей, с помощью Голема его отравили в этом градчанском трактире, посыпав яйца ядом вместо соли. Т.к. яд должен был подействовать через какое-то время, рабби Эзехиэль с родителями Иоахима и Големом поспешили из трактира обратно в гетто. Кроме того был вечер пятницы и начинался Шабес.

Говорят, что останки глиняной фигуры покоятся на почти недоступном чердаке Староновой школы вместе со старым инструментом и книгами прославленных раввинов. Якобы там же находятся и остатки старого органа.

Однажды пришел в синагогу каменщик, чтобы исправил протекавшую крышу. Тут под кровлей он увидел большую глиняную фигуру, треснутую и увлажненную водой. Он взял железный обруч, крепко опоясал фигуру, потому что в ней узнал Голема. У его жены из рода Леви в серебряной шкатулке за семью замками хранился шем. Он этот шем вложил Голему в рот, тот ожил, а т.к. у него не было ни приказа, ни создателя, ни души, начал вершить зло. Когда он задушил семь человек, пламенем из глаз поджег Злату улицу, прилетела белая голубка, клювом выхватила шем и улетела на восток. Обездвиженный Голем упал, и сильный дождь растворил его, остался только железный обруч - тот самый, который в синагоге крепко сжимает первую колонну. Этот обруч всегда покрывается слезами, когда Еврейскому городу грозит опасность.

Мясные магазины на Червеном пятачке около Староновой синагоги
Мясные магазины на Червеном пятачке
около Староновой синагоги
В 1984 году пражский исследователь Иван Мацкерле был на чердаке Староновой синагоги - останков Голема там нет. Но это не значит, что их там вообще не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. В 1883 году проводился ремонт синагоги, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке и на внешней стороне смонтировали временную лестницу из металлических скоб. Чердак должен быть очищен, а обнаруженные вещи спущены вниз и закопаны на кладбище. Какие это были вещи, никто уже не знает.

Староновая синагога, Еврейская ратуша и площадь У Синагоги столетиями были духовным центром Еврейского Города, связанным с его участками сетью улочек, дворов и проходов. Название площади соответствовали деятельности, которую на ней осуществляли. Первоначально назывался Червеный пятачок из-за мясных магазинов, которые здесь стояли в 17 веке и были выкрашены красной краской. После их переноса в Масаржскую улицу здесь продавали дрова для отопления и место стали называть Дровяной пятачок. После 1870 года площадь официально стала называться У Синагоги. С 1622 года здесь стоял один из главных колодцев в Еврейском Городе.

Червеная улица и здание, которое служило почтой
Червеная улица и здание, которое служило почтой
Червеная улица проходила за Староновой синагогой поперек нынешней Паржижской, и одно время называлась Новой Поштовской. Это говорит о том, что на этой улице была почта Еврейского Города. В длинных темных коридорах этого дома евреи скрывались, когда в гетто направлялся подстрекаемый пражский люд под предлогом, что евреи отравляют пражские колодцы и распространяют холеру и чуму.

История почты начинается в 1740 году, когда она располагалась на другом месте, как пункт приема только для Еврейского Города. Было это на 13 лет раньше, чем где-либо в Праге. Приемный пункт тогда принимал к отправке 50 писем за день. Потом пункты приема почты были в нескольких местах, оттуда принятые посылки и письма направлялись на главную почту. Она сначала находилась на Малостранской площади в доме «У Креста», потом в Лихтенштейнском дворце, потом на Вальдштейнской площади, далее в здании монастыря доминиканцев Марии-Магдалены, потом в здании таможни на месте бывшего Гибернского монастыря, и наконец, с 1869 года до нашего времени - в Индржишской улице.

Велкодворская синагога
Велкодворская синагога
На месте автостоянки отеля «Интерконтиненталь» стояла Велкодворская синагога. Ее построил Бассеви в 1627 году на площади, которая раньше называлась Velky dvur. Раньше на ее месте был забой домашней птицы. Бассеви закупил дома, снес их и построил собственную синагогу. Она сгорела при пожаре 1689 года, но была выстроена заново. Синагога также называлась Шмилесовой и Ржезницкой, потому что служила цеху еврейских мясников. Те работали в гетто от его возникновения и всегда играли важную роль, потому что обеспечивали все еврейское население мясом. У них на окраине гетто были свои бойни, а в самом гетто мясные магазины. Еврейские мясники выполняли в гетто еще другую важную задачу - они были охранниками ворот и должны были их защищать в случае нападения. Знаком их цеха был огромный ключ, впервые изготовленный в 1620 году и напоминающий их почетную обязанность защищать ворота. Кроме того еврейские мясники использовали знак староместских мясников - двухвостого коронованного льва, держащего в передних лапах тесак.

Эта синагога стояла на Рабинской улице, трасса которой совпадает с нынешней Майзловой. Старая Майзлова улица исчезла во время санации, но появилась в другом месте Йозефова, названная по тому же принципу - другой фасад Майзловой синагоги выходит на эту улицу.

© При использовании материалов просьба указывать ссылку на сайт www.prahafx.ru



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты