Раввин Лев и его ГолемаУже самому рождению раввина Лева в 1513 году предшествовало событие, которое евреи считают добрым знаком. Во время празднования накануне Песаха у его матери начались схватки. Родственники побежали за повитухой и в темной улочке вспугнули подозрительного человека с мешком за спиной. Они подумали, что это вор, а когда его задержал патруль, в мешке обнаружили труп ребенка. Мужчина, наконец, признался, что хотел его тайно оставить в еврейском гетто, чтобы подозрение в убийстве пало на евреев. В то время были распространены предрассудки, что евреи для приготовления пасхального хлеба используют кровь христианских детей, и враги евреев старались это доказать всевозможными способами. Для этого они нанимали преступников, которые иногда в Песах проносили в гетто труп ребенка, а потом это отвратительное убийство сваливали на евреев. Рождение маленького Иегуды Лева, сына Бецалеля, косвенным образом помогло раскрыть подготовку этого поступка и предотвратить погромы вормских евреев.
Рабби Лев бен Бецалел был широко известен, уже при жизни его личность была окутана преданиями, почти что волшебными. Евреи его считали магом, он был для них астрономом и математиком выше всех других ученых. Его стали называть высоким раввином. Он также успешно занимался и физическими исследованиями. Здесь его якобы посетил в сопровождении Тихо Браге сам император Рудольф II, которому рабби согласно легенде вызвал с помощью темной камеры образ королевского зала Пражского града. Вероятно, в память об этом событии раввин приказал вытесать на своем доме императорского льва. Его угловой дом был украшен голландским эркером. В комнате с окнами на улицу еще в 1897 году перед сносом находились вмонтированные в стену шкафы, где высокий раввин хранил свои ученые книги. Сейчас уже нет в живых тех, кто видел эти места до санации. Только несколько старых фотографий напоминают нам о былой атмосфере этого своеобразного пражского квартала. Однако внимательный человек еще сможет найти уголки в сумраке, где сохранилась душа старого еврейского города, душа униженного угнетенного народа, которому так необходим был его защитник - Голем. В то время в Праге поднялась очередная волна ненависти к евреям. Раввин Лев предложил пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Раввин Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа заявил, что Христос умер на кресте, чтобы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что Бог так решил.
Народ утверждал, что рабби Лев создал из глины человека, Голема, которому дал жизнь волшебным листком и им же снова жизнь отнял, превратив его в глину. Тот Голем служил высокому раввину. Так выглядит самая старая запись и одновременно первое литературное произведение о пражском Големе: Согласно преданиям отцов жил когда-то в Праге великий раввин, которого звали высокий раввин Лев. Он был не только искушенный как никто другой в Божьем слове, но также и в святой науке и в человеческой силе, и его взору было ведомо все, что происходило высоко, глубоко, далеко и близко. Очень многое делал этот особенный человек, чего никто другой не мог. Прославило его то, что он создал в образе человека фигуру из глины, которая ему служила. Слово, как звали Бога, он написал на пергамент и вложил его прямо в мозг фигуре прямо под ее лбом. Т.к. там было вложено то святое имя, фигура стала человеческим существом, которое не могло говорить и совершенно преданное своему создателю, пока не наступал Шабес. При приближении Шабеса он вынимал ему слово изо рта, и он в мгновение превращался из сына земли опять в землю. Бог хотел, чтобы в Шабес каждое его создание было свободно, и самому Голему, как того колосса называли, тоже дал возможность делать то, что ему захочется. Так однажды, когда началось приветствие Шабеса, у Голема еще было Имя в устах, и своей сущностью он был спровоцирован на такое зло, что все от него скрывались и разбегались, поспешив сообщить раввину. Создатель Голема приказал прекратить пение. К счастью, ночь еще не наступила, у раввина еще была возможность остановить монстра в его разрушающей злобе. Т.к. раввин проглядел время, и все в ужасе трепетали, никто больше не оживил эту глину. Предание нам рассказывает, что в синагоге в Праге, где хранятся священные остатки всех видов, можно еще увидеть глиняную фигуру Голема. С тех пор в Праге принято дважды петь песню, которой начинается Шабес. Голем днем выполнял работы, а ночью охранял гетто. В то время жил пражский мясник по имени Гавличек взял у еврейского примаса Мордехая Майзла в долг пять тысяч золотых, но вскоре задумался, что сделать, чтобы их не возвращать. Как раз приближался Песах, так ему пришло в голову пронести в дом Майзла в Еврейском городе труп христианского ребенка, чтобы Майзла обвинили в убийстве и арестовали. Поэтому он выкопал на кладбище недавно похороненного ребенка, отвез его на бойню, где порезал ножом, чтобы выглядело как ритуальное убийство. Потом тело спрятал в тушу убитой и очищенной от внутренностей свиньи, положил на телегу и отправился в Еврейский город. Однако Голем внимательно охранял гетто, и когда увидел подозрительную повозку, быстро направился к ней, тщательно осмотрел и обнаружил тело ребенка. Тогда он ремнями привязал самого Гавличека к свинье и отправил повозку обратно в центр Праги. Повозка без возницы, естественно, привлекла внимание, Гавличек, привязанный к свинье с телом ребенка внутри нее был обнаружен и вскоре сознался в своих деяниях. В этом небольшом двухэтажном доме на Йозефовской улице раввин Лев прожил последние годы своей жизни. В то время ему было почти сто лет, его волосы и борода были белые, как снег, но спина была по-прежнему ровная, а голову он держал прямо. В Прагу ворвалась эпидемия чумы, и рабби думал, как ее остановить. Погруженный в свои мысли, он отправился на кладбище, и там, в воротах заметил закутанную фигуру. Подошел ближе, чтобы взглянуть ей в лицо, и в этот момент облачение на лице приоткрылось, и рабби понял, что смотрит в лицо Смерти. Она медленно подняла руку с листом бумаги, поднеся его к глазам старца. Раввин увидел, что это перечень людей, и на первом же месте прочитал свое имя. Он быстро выхватил из рук у Смерти список и разорвал его на мелкие клочки. Смерть печально вздохнула, глядя как белые кусочки бумаги кружатся в кронах старых деревьев, как порыв ветра гонит их между надгробиями, и тихо сказала: «В этот раз ты меня избежал, но знай, что я о тебе не забуду». Раввин повернулся и молча пошел домой, размышляя о происходящем. К утру эпидемия затихла, будто ангел смерти чудом покинул старые улицы, ворота на кладбище снова закрылись.
Так проходили недели и месяцы, месяцы складывались в годы. Наступил день рождения рабби Лева, и в небольшом доме собрались все ученики старца, друзья, родственники, чтобы проявить свое почтение и благодарность. Взволнованный раввин забыл свою машинку на столе в кабинете и с улыбкой вышел к гостям, чтобы приветствовать их и выслушать пожелание каждого. Когда все высказали свои слова благодарности, к раввину подошла его самая младшая внучка и подала ему свежую розу. Рабби наклонился, погладил дитя по голове, прикрыл глаза и понюхал розу. В тот момент он задрожал, роза выпала из его рук, раввин медленно опустился на пол и умер. В соседней комнате на столе напрасно тихим серебряным голоском звонила чудесная машинка. Никто не заметил, что на подоконнике на розе блестит маленькая капелька росы, в которой спряталась Смерть. © При использовании материалов просьба указывать ссылку на сайт www.prahafx.ru |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|