Еврейский город Йозефов

Йозефов - Пражское гетто
Выход из метро «Староместская» на Капрову улицу

Чешская княжна Либуше на смертном одре предсказала приход в Чехию евреев. Спустя более сто лет она явилась во сне правившему чешскому князю Гостивиту, напомнила о приходе евреев и просила его предоставить им покровительство. Десять лет эти несчастные бродили по свету, прежде чем пришли на чешскую землю. Князь указал им место на левом берегу Влтавы, где сейчас находится Уезд. Самый первый из чешских летописцев Космас рассказывает, что евреи поддерживали князя Гостивита во время битв с немцами деньгами и продуктами так щедро, что помогли изгнать их из страны.

Еврейский город на модели Праги Лангвейла
Еврейский город на модели Праги Лангвейла
Евреи селились и под стенами Вышеграда вдоль притока Влтавы Ботича, у них было кладбище на месте нынешней Владиславовой улицы, а в Старом Месте пражском у Израиля было, свое гетто, свои улицы. Здесь у евреев всего королевства был свой центр, здесь у них была высшая школа Талмуда, сюда ходили учиться мудрости раввинов с четырех сторон света, сюда евреи привозили мертвых со всего королевства.

Пражское гетто было частью Праги. На рубеже 19-20 вв. была проведена полная перепланировка этого района - санация, превратив это место в фешенебельный квартал.

Еврейский город прилегал к Старому Месту, сливался с ним, и в то же время был отделен. В гетто все было иначе. Другие постройки, более бедные, невзрачные, в старые времена больше деревянных, чем каменных, со странными пристройками, открытыми галереями, выступами, с темными двориками. Улицы иные - узкие и короткие, но изогнутые, грязные и не мощеные. И везде только евреи, люди других обычаев и традиций, другой семейной жизни. И кроем они тоже отличались. Больше всего бросался в глаза желтый рог, которым заканчивалась еврейская шляпа, и желтое или красное суконное колечко, которое они должны были носить на верхней одежде.

Майзелова (ныне Паржижская) улица в Праге
Майзелова (ныне Паржижская) улица
Видно стену высокого здания монастыря
Гетто соседствовало с бенедиктинским монастырем, расположенным за костелом св. Микулаша. В этом монастыре жил монах Ансельм. Он был настолько красив, что соблазнил многих христианских дев, не обращая внимания на целибат. Влюбилась в него и одна прекрасная еврейка, и Ансельм ответил на ее чувства. Они тайно встречались у склепа, в который из еврейского квартала шел тайный подземный ход. Влюбленные договорились убежать вместе, но их разговор услышал аббат. Так как он не хотел потерять монаха, то отправил юношу в другой монастырь.

С тех пор еврейка в отчаянии ходила по монастырю, стучала в двери келий и звала своего возлюбленного. Монахи боялись открывать двери, думая, что это дьявол. Однажды аббат узнал о ночных посещениях монастыря и хотел навсегда изгнать ее со своей территории, но разъяренная еврейка набросилась на него и, прежде чем он успел позвать на помощь, задушила. С тех пор оба появляются на Паржижской и Капровой улицах.

Пражское гетто было отгорожено от христианской Праги. Дома, которые стояли перед средневековыми воротами и ограничивали гетто, как правило, не имели в первых этажах окна и входы со стороны христианских улиц.

Стены перегораживали улицу поперек, в них были ворота для проезда повозок и калитки или только калитки. В гетто эркеры домов часто были в непосредственной близости от ворот или являлись их частью, потому что позволяли контролировать происходящее с обеих сторон ворот. Эркеры выполняли функцию бастионов, расширяющих видимость улицы.

К воротам было по 4 ключа: для староместского гетмана, староместского магистрата, городского бурмистра и еврейских старейшин. Гетто ценой невероятных усилий евреев расширялось за счет покупки новых домов, и ворота переносились. После сноса ворот их заменила проволока, натянутая на высоте второго этажа. Она означала границу, куда евреи могли выходить в Шабат.

Когда проводилась санация, то лабиринт улочек, проходов и коридоров притягивал толпы пражан. На экскурсию по территории санации, ранее недоступному переплетению улочек и подвалов и ко всему этому таинственному мрачному месту бывшего гетто покупали билеты, которые продавал магистрат, быстро отреагировавший на интерес общественности к этой необратимо исчезающей части старой Праги.

Майзелова (ныне Паржижская) улица в Праге
Майзелова (ныне Паржижская) улица. Вид со стороны
Староместской площади. Справа виден дом Бассеви
Там, где сейчас начинается Паржижская улица, в старом гетто была Майзлова улица, одна из самых узких в гетто. Она изгибалась, состояла из трех участков, на один из которых выходил нынешний задний фасад Майзловой синагоги. Имя улица получила, вероятно, по этой синагоге.

Здесь находились ворота, и был один из оживленных въездов в гетто. За воротами слева стоял самый маленький двухэтажный домик во всем Еврейском квартале и назывался Пардонным домиком. Здесь за мясо, птицу, и рыбу, привезенные в Еврейский Город, взимался акциз, после уплаты которого давался «пардон» для въезда в город.

Правую сторону улицы образовали дома, принадлежавшие Якубу Бассеви (Башеви) - придворному еврею, привилегированному капиталисту. Он был посредником между евреями и королем, защитником своего народа. Во время Сословного восстания он со своими единоверцами придерживался той стороны, которая казалась менее опасной. Благодарный Фердинанд за это наградил его - дал дворянство и герб - синего льва и восемь красных звезд.

В одном из этих домов Бассеви чеканил монеты. Он входил в назначенный Фердинандом консорциум, который должен был помочь экономике, пошатнувшейся после битвы на Белой горе. Членами консорциума были Альбрехт из Вальдштейна, Карел из Лихтенштейна, Павел Михна из Вацинова, Ганс де Витте и Якуб Бассеви. У консорциума была монополия на чеканку монеты и покупку серебра в Чехии и за границей. Но консорциуму не удалось восстановить экономику страны. Весь план потерпел фиаско, когда дошло до девальвации валюты и нанесению ущерба государству. Виноват был не только Бассеви, но и его тихие коллеги, которые, вероятно, старались воспользоваться ситуацией в свою пользу. Бассеви, возможно, по сфабрикованному обвинению, был арестован. После десяти месяцев заключения ему удалось бежать к Вальдштейну. Он умер в 1634 году, похоронен в Младе Болеславе, куда сбежал из Йичина. Его огромное состояние было конфисковано, а несколько поколений его потомков жили в бедности в Пражском гетто. Его жена покоится на Старом еврейском кладбище.

Угол Узкой и Яхимовой улиц в Праге
Дом на углу Узкой (ныне Майзеловой) и Яхимовой улиц
Яхимова улица вошла в состав гетто только в 17 веке, когда евреям удалось получить часть домов на ее южной стороне, в тесном соседстве с монастырем бенедиктинцев. Узкие и высокие фасады Яхимовой улицы были характерны для колорита стесненного Еврейского Города. Это придавало домам вид таинственных существ, как это описывает Г.Майринк в романе «Голем».

Нынешняя Широкая улица была одной из самых старых и главных улиц Еврейского Города. В средние века ее просто называли V Zidech - У евреев, или Жидовской улицей. В 1850 году Еврейский Город в честь императора Йозефа II был переименован в Йозефов, а его главная улица в 1870 году - в Йозефовскую. В 15-16 вв. здесь жили преимущественно самые уважаемые члены еврейской общины - раввины, импрессоры, врачи и торговцы.

Наиболее важным был ее средний участок между Рабинской и Цикановой улицами (сейчас это между Майзловой и Паржижской). В этой части, в центре гетто, была продольная площадь, называемая Platea Judaeorum. Здесь был центр общественной и торговой жизни, здесь жили самые важные представители Еврейского Города. В нескольких домах с самого начала 16 века работали еврейские импрессоры - книгопечатники, которые в Праге основали центр еврейского книгопечатания, самый старый в Европе. Здесь жил когда-то Мордехай Майзл, примас Еврейского Города в его славнейший период во время правления Рудольфа II. А в двухэтажном доме напротив - Иегуда бен Бецалель, известный как рабби Лев.

© При использовании материалов просьба указывать ссылку на сайт www.prahafx.ru



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты