гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Вокзал Прага-Тешнов

В мае 1875 года в Праге открылся новый вокзал. Его построило известное железнодорожное предприятие «Австрийская северо-западная дорога», которое двумя годами раньше объединило свою обширную сеть железных дорог с Прагой.

Вокзал Прага-Тешнов
Здание вокзала Прага-Тешнов. Открытка
Вокзал Прага-Тешнов
Вокзал Прага-Тешнов. 1971

Тешнов был не только пассажирским зданием. Территория станции располагалась от Флоренц до Инвалидовны, где заканчивалась въездным семафором за железнодорожным мостом через бывший слепой рукав Влтавы. К Тешнову относилась и разветвленная сеть подъездных путей, называемая Манина. Она тянулась до Либеньского, ранее Баксова, моста.

Вокзал Прага-Тешнов
Слева виадук, справа - водонапорная башня
Вокзал Прага-Тешнов
Рабочие места сигнальщика и дежурного по станции

Архитектор Карл Шлимп построил здание вокзала в стиле нео-ренессанса с большим размахом. В 1876 году журнал «Светозор» метко охарактеризовал его: «Здание совершенно великолепно, хорошо приспособлено к своему назначению и существенно украшает Прагу».

В благородной архитектуре особенно выделялась центральная часть здания, фасад которой был оформлен как триумфальная арка с четырьмя колоннами. На них размещались статуи, изображающие коммерцию, науку, промышленность и экономику. На самом верху находилась скульптурная группа промышленности и земледелия, над которыми возвышалась аллегория Австрии как их защитницы.

Вокзал Прага-Тешнов
Здание вокзала. 1876
Вокзал Прага-Тешнов
Фасад

Так же роскошно был оформлен и зал отправления, о чем снова писал «Светозор»: «Кругом знаки главных станций северо-западной дороги, а прямо над входом знак Праги и Вены, по обеим сторонам - Зноймо, Иглавы, Немецкого Брода, Кутной Горы, Колина, Литомнержиц, Усти-нал-Лабом, Дечина, Трутного, Гостинного, Млада Болеслава, Йичина, Градца Кралове, Хлумца, Нимбурка и Лисы. У знаков чешский городов надписи по-чешски, у немецких - по-немецки, и только города Лиса и Нимбурк подписаны на немецком языке. Знаки красиво нарисованы.

Вокзал Прага-Тешнов. Интерьер
Интерьер вокзала
Вокзал Прага-Тешнов. Интерьер
Интерьер вокзала

Далее в вестибюле находится большая карта австрийских, немецких и пограничных стран. Зал ожидания I и II оформлен очень элегантно; сиденья обтянуты зеленым панбархатом, столы мраморные. На плафоне находятся ценные арабески. Также ресторан и зал ожидания III и IV класса оформлены достойно» («Светозор», № 44/1876, стр. 591).

Сначала вокзал служил для пассажирского транспорта, а для товарного еще раньше была построена станция на Роганском острове, расположенном неподалеку. С 1919 года Тешнов назывался Денисовым вокзалом, в честь французского историка и политика, специалиста в славянских языках, который поддерживал образование Чехословакии.

Вокзал Прага-Тешнов. Перрон
Перрон
Вокзал Прага-Тешнов. Перрон
Перрон

Во время нацистской оккупации вокзал был переименован во Влтавский, а после февраля 1948 года - на Прага-Тешнов. В 1972 году здесь была прекращена эксплуатация пассажирского транспорта. Из-за строительства северо-южной магистрали было снесено северное крыло здания, а 16 марта 1985 года - взрыв его оставшейся части, невзирая на архитектурную ценность или возможность использования.

Вокзал Прага-Тешнов. Перрон
Перрон
Вокзал Прага-Тешнов. Последний поезд
Последний поезд 1 июля 1972 года

Вокзал служил городу почти сто лет. Однако в 70-е годы идея проложить автостраду в центре столицы оказалась предпочтительней, чем железная дорога. Северо-западный угол здания препятствовал строительству Северо-южной магистрали. Разрабатывались проекты сохранения здания за счет его разворота для последующего использования, например, для музея города, но на практике не были проведены. 1 июля 1972 года с вокзала отправился последний поезд, и станция была закрыта, вместе со станцией Прага-Либень, нижний вокзал, и прилегающим участком до Высочан.

Вокзал Прага-Тешнов
Взрыв здания
Вокзал Прага-Тешнов
Взрыв здания

Закрытый вокзал постепенно ветшал. В начале 70-х годов сначала было снесено северное крыло здания по причине перекладки инженерных сетей и устройства трамвайных путей на Главков мост в связи со строительством магистрали. И даже после этого здание вокзала было внесено в Государственный реестр объектов культурного наследия.

Но усилия о сохранении и достройке здания были напрасны - было принято решение о ликвидации объекта. Перед окончательным сносом были демонтированы предметы художественного декора и перенесены в депозитарий Музея столицы Праги и в Национальный музей. 16 марта 1985 года здание было взорвано.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты