гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

«Корона» на голове Вацлавака

Вацлавская пл., 1
Прага. Ул. На Пршикопе. 1885
Ул. На Пршикопе. 1885
Более ста лет тому моменту, когда в конце января 1911 года в Праге был объявлен архитектонический конкурс на строительство здесь нового полифункционального дворца. Вырасти ему предстояло на земельном участке, расположенном именно на этом самом, чрезвычайно привлекательном и аппетитном перекрёстке, издавна именуемом Золотым крестом, - одном из самых видных мест на «Вацлаваке». Инвестором была фирма с длинным названием: Первое чешское всеобщее акционерное общество для страхования жизни (которое позже получило имя по названию своей резиденции - «Коруна»). Эта компания закупила три старых дома, составлявших угловую развязку.

Речь шла о весьма ценных постройках, которые сегодня бы, без сомнения, находились под строгой защитой закона об охране памятников истории и архитектуры, до них и пальцем никто бы не посмел дотронуться; дело в том, что история их создания связана с эпохой основания Нового Места пражского, то есть, с 14-м столетием. Наиболее ценным был именно угловой дом с фасадом, исполненным в стиле барокко. Назывался он „У Шпинков". В 19-м веке здесь размещалось прославленное «Венское кафе», которое, между прочим, посещали также и гиганты мысли, отцы чешского Возрождения -Франтишек Палацкий и Франтишек Ладислав Ригер. Но 100 лет назад о таких «мелочах» никто не думал - этот дом решено было принести в жертву поступи современного прогресса.

Фасад Коруны на ул. На Пршикопе
Фасад Коруны на ул. На Пршикопе
Фасад Коруны на Вацлавской пл.
Фасад Коруны на Вацлавской пл.

Также при возведении нового дворца было изначально решено снести и архитектонически чрезвычайно ценный неоренессансный Хаасов торговый дом, что на улице На Пршикопе (архитектор Алекс Линсбауэр, 1869-71), за каменным фасадом которого скрывался эффектный интерьер с металлическими колоннами, лестницей и так называемым паровым подъемным устройством: на специальную раму выкладывались персидские ковры, которые филиал прославленной венской фирмы предлагал на продажу. Однако, к счастью, владельцы комплекса продавать его отказались, и тогда Хаасов дом был вмонтирован во вновь построенный дворец, который, в конце концов, получил название «Koruna» (по-русски - «Корона»). „Хаас-Хаус" здесь стоит, кстати, до сих пор - в нём размещён магазин фирмы Benetton. Заказчик сам придумал остроумное решение: слева от Хаасова дома будет находиться будущий узкий фасад „Коруны" со входом в новый пассаж, который внутри обретёт прямоугольный излом и „вольётся" в Вацлавскую площадь.

Прага. Ул. На Пршикопе. 1939
Ул. На Пршикопе. 1939
Сделайте нам мультифункционально
Итак, соревновавшиеся архитекторы получили изначально заданный контур и основную структуру новостройки; их также «озадачили» мыслью о том, что необходимо акцентировать угловую развязку башенной надстройкой. В рамках «тендера» разгорелась яростная борьба. Известно, что крайне интересный проект постройки дворца был предложен знаменитым чешским архитектором Яном Котерой, но жюри, в конце концов, выбрало вариант, выдвинутый его учеником Антонином Пфайффером (1879-1938). Речь шла об уже достаточно известном мастере искусств, который к тому времени прожил несколько лет в Париже и других европейских столицах. Он предложил проект роскошного 6-этажного железобетонного здания с башнеподобным угловым центром, завершённым стилизованной короной и скульптурами атлантов, её поддерживающими. Цоколь здания пронзил застеклённый прямоугольный пассаж с выходами на площадь и улицу. В Праге Пфайффер в те годы успел прославиться спроектированными в стиле сецессион-модерн виллами в районе Старый Бубенеч. Помимо участия в строительстве памятника ЯНУ Гусу архитектор был широко известен и тем, что спроектировал интерьеры пражского отеля «Париж». Но «Kopунa» является, бесспорно, самой значительной работой Пфайффера. Он создал характерный для того времени размашисто-великолепный дворец пражского сити с железобетонной конструкцией, который, наряду с одновременно строившимися в ту пору Шупиховыми домами («Рококо»), дворцами «Звезда» (Мелантрих) и «Люцерна», принадлежит к числу ярких примеров мультифункциональных пражских зданий. Уже в 1912 году было выдано разрешение на строительство. Закипела работа. Постепенно стало ясно, что по архитектурному стилю монументальный дворец «Коруна» будет отнесён к так называемому геометрическому, позднему модерну. использующему мотивы, напоминающие кубизм. Интересна угловая башня с вершиной в виде стилизованной короны. Эффектен богато и рельефно оформленный пассаж дворца, состоящий из двух крыльев. Необычны грандиозность пространства и конструкционная облегченность постройки. Короче говоря, дворец ПОЛУЧИЛСЯ. ЭТО была удача - и для архитектора, и для города.

Прага. Ул. На Пршикопе. 1948
Ул. На Пршикопе. 1948
Мифология на службе прагматизма
Пражский муниципалитет в те годы издал для архитекторов негласную директивную инструкцию: магистрат настаивал на всестороннем использовании вновь возникающих банковских и страховых домов. В них должны были располагаться не только магазины и офисные, культурно-массовые и сервисные помещения, но также и квартиры, и ателье на верхних этажах, чтобы здания вечером не выглядели мёртвым. Напрямую этот принцип коснулся и «Коруны». На «полную катушку» использовали даже её полуподвал: там были оборудованы знаменитые бани с восьмигранным бассейном, а также кинотеатр. В цокольном этаже находились магазины и весьма впечатляющий пассаж. На этаже втором были, разумеется, кафе и ресторан, а потом следовали канцелярии (дворец был предназначен, прежде всего, для администрации страхового общества, репрезентативные интерьеры которого были расположены в помещениях с окнами, выходящими непосредственно на площадь и улицу) и квартиры.

Дом получил элегантный «наряд» в стиле позднего геометрического сецессиона, а также в виде замечательных скульптурных декораций Войтеха Сухарды, который, обратившись к античным и мифологическим идеалам, создал и символ подсвеченной короны на вершине угловой башни. Эффектным был также пассаж с верхним освещением и могучим куполом в месте излома. Его составляли 3800 кристаллов из гранёного стекла (в процессе не слишком удачной реконструкции 80-90-х годов они были, однако, заменены элементами из литого стекла; исчезли и многие другие изначальные детали).

Первый номер центра столицы
На самом верхнем этаже дворца находилось ателье известного архитектора Ладислава Махоня, который вместе с профессором Франтишеком Киселой в 1913 году, в чисто кубических формах спроектировал интерьер «коронного» кинотеатра. Махонь на этом не остановился, создав в 1930 году на месте кафе первую в Европе функционалистскую столовую-автомат «Коруна», просуществовавшую вплоть до начала 90-х годов прошлого века. Оборудование было супермодерновым по тем временам - из хромированной стали; стены облицевали бежевыми стеклянными плитами (так называемым опакситом), а неоновую рекламу на портале создал дизайнер с мировым именем Ладислав Сутнар. Столовая-автомат с самообслуживающей эксплуатацией приглянулась британцам - и Махонь получил заказ на проектирование аналогичного комплекса для лондонской Оксфорд Стрит.

Прага. Коруна
Коруна
...Нумерация домов по Вацлавской площади идёт от Старого Места к Национальному музею, поэтому первый номер по восточной стороне - как раз у офисно-торгового центра Palac Koruna. При «большевиках» в 1974-77 годах дворец перестроили для нужд внешнеторгового акционерного общества «Техноэкспорт». Это была последняя большая реконструкция: с 1983 года дворец был взят государством под охрану как памятник истории и архитектуры. Впрочем, охрана эта при погружении в пучину капитализма частично утратила свою эффективность: новые «хозяева жизни», к примеру, полностью уничтожили кубистический интерьер кинотеатра, который потом и вовсе переоборудовали под склад. Исчезли и знаменитые бани, уступив место магазину аудиовизуальных носителей... Дворец со временем стал представительской резиденцией акционерного общества «Техно-экспорт». Но ничто не вечно под Луной: сейчас владелец здания - фирма Chemoprojekt. Будем надеяться, что она бережно относится к своему уникальному имуществу. Хозяева, как говорится, приходят и уходят, а дворец стоит, удачно выбрав время и место, продолжая радовать пражан и гостей чешской метрополии. Остаётся лишь пожелать седому Вацлаваку, чтобы он с достоинством и далее носил свою драгоценную «Корону», доставшуюся ему по счастливой случайности, имя которой - Судьба.
Антон Гетта

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты