гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Тайны в камне

   Водичкова, 9. Браунов дом

Прага. Дом на углу Водичковой и Юнгманновой
Дом на углу Водичковой и Юнгманновой
Матиаш Бернард Браун
Матиаш Бернард Браун
Франтишек Антонин Шпорк
Франтишек Антонин Шпорк

На углу Юнгманновой и Водичковой улиц до 1910 года стоял барочный дом, который когда-то принадлежал одному из выдающихся скульпторов чешского барокка Матиашу Бернарду Брауну (1684-1738).

Уроженец Иннсбрука, он вырос и учился в Венеции, Риме, Зальцбурге. В Чехию пришел в 1710 году и сразу начал работу над скульптурами Карлова моста, в Теплице, Духове, Литомышле и в замке Кукс. Служил у Пахтов, Вальдштейнов и других дворянских родов, имевших склонность к тайным сообществам и масонству, прежде всего, был скульптором графа Франтишека Антонина Шпорка. Он создал десятки произведений искусства, обладающих внутренним зарядом и во многих случаях и скрытой символикой. В обществе Шпорка, который принес в Чехию масонство, Браун провел 20 лет. К его наилучшим работам принадлежит ряд из двенадцати скульптур, изображающих персонажей Добродетели и Порока, и монументальный Бетлем (Рождественский вертеп), вытесанный прямо в скальном массиве в прилегающем лесу.

Скупость
Скупость
Лень
Лень
Гордыня
Гордыня
Обжорство
Обжорство

Матиаша Бернарда Брауна считали «скульптором страсти». В нем была стихийная сила, пафос его необыкновенных скульптур вырастал из действительного волнения и понимания сложных человеческих чувств, которые он видел своим душевным взором во время работы.

Браун работал без отдыха, и своим пражским домом, который ему принадлежал с 1726 года, пользовался мало. В основном он был в других местах, прежде всего в Куксе. Умер рано, от туберкулеза.

Боец
Боец
Бетлем (Рождественский вертеп)
Бетлем (Рождественский вертеп)

Масонские тайны должны были оставаться в тайне навсегда, но иногда скульпторы их вставляли в свои произведения более-менее заметно. Целую плеяду символов Королевского Искусства можно увидеть на кафедральных соборах в Шартре, на парижском Нотр Дам, на венском храме св. Штепана и др. Так же и с Куксом Шпорка, который был великолепным архитектурным комплексом, построенным по образцу Версаля. Скульптура христианского борца является аллегорией Архитектуры, которая пока еще робко, но достаточно наглядно изображает тайный масонский знак.

* * *

В 1919 году на 5 этаже нового дома открыл свою студию фотограф Франтишек Дртикол.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты