гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Бертрамка

Прага. Вилла Душеков - Бертрамка. Фото Галины Пунтусовой
Вилла Душеков - Бертрамка
Во время показа после войны немецкого фильма «Моцарт», первоначальное название которого было «Кого любят боги», почитатели великого композитора удивлялись надписи «Бертрамка», выполненной из металла, над входом на виллу, где он жил во время посещения Праги. Виллу на Смихове так называли, ее владелице прекрасной Йозефине Душек говорили «фрау Бертрамка», но никто никогда этого названия на вилле не видел.

Прелестная вилла с садом и ее территория с интересными моцартовскими экспонатами образует образ пребывания Моцарта в городе, для которого была написана одна из известнейших опер композитора «Дон Жуан» и где она впервые прозвучала.

Сюда приезжали Петр Ильич Чайковский, Антонин Дворжак, Леош Яначек, Александр Глазунов, Ванда Ландовска и много других выдающихся композиторов, исполнителей, писателей, художников. Бертрамка, как и другие пражские дома, рассказывает о людях, поделившихся с ней своими судьбами, обаянием. Хотя сегодня ее обступают дома разросшейся Праги, вилла сохранила лирическое и немного задумчивое очарование времени, когда на холмистой окраине Праги бывал Моцарт.

Богатые жители Праги любили селиться за пределами городских стен, чтобы посвятить себя сельскому хозяйству и насладиться деревенским покоем. В конце 17 века построил здесь виллу и богатый малостранский пивовар Ян Франтишек Пимскорн. Таких поместий, утопающих в зелени деревьев и виноградников, тут было много, сады подступали к императорской дороге, окаймленной тополями и ведущей на Збраслав. С императорской дороги ранним утром карета Пимскорна поворачивала на тихую дорогу «К Коширам» и останавливалась под «Черным» холмом, на котором располагалась прекрасная усадьба с обширным садом и виноградником, предоставлявшая все, что душе угодно, и желанный покой.

Прага. Вилла Душеков - Бертрамка. Фото Галины Пунтусовой
Вилла Душеков - Бертрамка
Прага. Вилла Душеков - Бертрамка. Концертный зал. Фото Галины Пунтусовой
Вилла Душеков - Бертрамка. Концертный зал

Свое название вилла получила позже, в 1743 году, когда ее купил господин Франтишек Бертрам из Бертрама. Через двадцать лет виллу унаследовал граф Франтишек Леопольд Буквой. Потом сменилось еще несколько владельцев, использующих ее в качестве живописной летней резиденции. В 1784 году Бертрамку купила Йозефина Душек, дочь аптекаря Гампахера из дома «У белого единорога» на Староместкой площади.

Когда В.А.Моцарт в 1787 году был в Праге второй раз (первый раз он был в январе того же года), то после короткого пребывания в доме «У трех золотых львов» на Угольном рынке переехал в загородную усадьбу Душеков за Смиховом. Тихое осеннее время позволяло в покое красивой природы закончить работу над оперой «Дон Жуан». Эту оперу Моцарт обещал Паскуалю Бондини, директору Ностицского театра. Ведь на подмостках этого театра отмечала свой триумф «Свадьба Фигаро», а Прага была очарована Моцартом.

Прага. Дом «У трех золотых львов» на Угольном рынке. Фото Галины Пунтусовой
Дом «У трех золотых львов» на Угольном рынке
Прага. Вилла Душеков - Бертрамка. Музей В.А.Моцарта. Фото Галины Пунтусовой
Вилла Душеков - Бертрамка. Музей В.А.Моцарта

Бертрамка осенью давала все, что человек мог пожелать: не только цветы, фрукты, овощи, но и с соседней Пеллетовской усадьбы молоко и домашнюю птицу. На Бертрамке варили превосходные кофе и пунш - две необходимые составляющие для творчества Моцарта.

На Бертрамку Моцарт был приглашен хозяевами виллы пианистом и композитором Франтишеком Ксавером Душеком, немного разочарованным шестидесятником, и его очаровательной, почти на четверть столетия младше, женой и ученицей Йозефиной. Певицу Йозефину Душек пражане называли прекрасной Атлантидой, вероятно по образу одной из героинь «Метаморфоз» Овидия, превратившейся в львицу. В этой молодой женщине с богатым сопрано и ослепительной внешностью и правда было что-то от львицы. Она ловко выпрыгнула из кареты и позвала своим очаровательным мелодичным голосом: «Мы уже приехали, Вольф!».

Вольфганг Амадей Моцарт С Моцартом она познакомилась во время посещения Зальцбурга, где ее дед по материнской линии Иоганн Вайзер был бургомистром. Моцарту она была почти ровесницей - он был младше ее всего на два года. Вероятно, он был очарован ею и как артисткой, и как женщиной. Душек же хотел верить в их дружбу только на почве музыки. В Праге говорили, что он носит свои рога с большим достоинством. В этот раз он встретил гениального гостя с открытыми объятиями и приветливым движением руки пригласил гостя пройти на виллу, с того момента навсегда связанную с личностью и творчеством Моцарта.

Как изменилась милая Бертрамка, сколько нового в ней появилось! Семья первого биографа композитора Ф.Кс. Немечека сохранила пучок из 13 волос, говорят, что Моцарта, и 13 вовсе не несчастливое число! В витрине лежит бонбоньерка госпожи Йозефины с ее театральным биноклем. Так и хочется приложить его к глазам и увидеть сцену, на которую смотрела госпожа Йозефина в Ностицевом театре в ту пятницу, 19 января 1787 года, когда впервые прозвучала новая симфония D dur Моцарта, названная Пражской. Тогда кто-то из публики, говорят, что это был 17-летний медик Ян Теобальд Гельд, воскликнул: «Что-нибудь из Фигаро!», и Моцарт импровизировал на тему арии “No piu andrai!”.

При каждом моем посещении старая усадьба на Смихове рассказывала мне какую-нибудь из многочисленных моцартиан, связанных с этим местом. Эта старая вилла напоминала мне, что симфония D dur была написана в Вене в предыдущем году, стала очень популярна в Праге, была названа Prager Simfonie и сохранила свое название и после смерти композитора.

Прага. Дом «У золотого ангела» на Целетной улице
Дом «У золотого ангела» на Целетной улице
Из Йирасека мне еще очень симпатичен персонаж арфиста Йозефа Гауслера, для которого якобы Моцарт написал тему с вариациями, из нее самым аутентичным считается короткое Анданте d moll. Сколько лет на самом деле было тому арфисту, который попросил Моцарта написать пьесу в кофейне «У золотого ангела»? А еще попросил композитора исполнить, потому что не знал ноты.

Предание рассказывает, что это был не юноша, а старик, старомодно одетый и причесанный, отчего его называли Цопанеком (Косичкой). Все это лишь воспоминания режиссера временного театра Эдмунда Хвалковского, которые мне, много позже, рассказала его правнучка, которая сохранила и портрет музыканта. Но арфист, говорит, был стар, как и Моцарт, раньше был учителем откуда-то из Збраслава, его приглашали в светское общество – и чтобы он не знал ноты?

Например, существовала якобы легенда о том, что в одном из пражских трактиров Моцарт напел местному уличному арфисту тему грустного «Анданте». Но авторам фильма «Прощай, Моцарт» удалось найти ноты этого «Анданте», фрагмент из которого прозвучал в фильме. Так что это уже не легенда, а исторический факт. А если у сценариста или режиссера появлялось хоть малейшее сомнение в том или ином факте, - они искали доказательства его правдивости.

Еще рассказывают об одной импровизации Моцарта, исполненной на органе в Страгове во время посещения с госпожой Йозефиной известного Страговского хора. Его импровизации, начинающиеся секвенциями трелей, пытался записать премонстрат с музыкальным образованием Норберт Леман. Вряд ли удалось больному человеку, которого новость о приезде Моцарта вытащила из постели, точно записать все, что слышал, в форме законченного музыкального произведения. Может быть, это и возможно, но импровизация останется импровизацией, и их, преисполненных музыкой, композитор за свою жизнь исполнил много, и не только в Праге.

Больше всего меня интересовало то, что имело отношение к вилле на Смихове, а именно к рождению оперы «Дон Жуан» и ее увертюры. Действительно ли Моцарт написал известную увертюру в ночь перед премьерой? Говорят, что те долгие ночи с композитором проводили кроме госпожи Йозефины его друзья – Душек и исполнитель главной роли Луиджи Баси. Моцарт им тогда признался, что у него три варианта увертюры: Es dur, C moll и D moll. Якобы ему посоветовали третью. А ту он написал за бокалом пунша и закончил в 7 часов утра, но с 27 на 28 октября, следовательно, перед днем генеральной репетиции, а не как долго считали, что перед премьерой.

Холодным октябрьским утром слуги из театра пришли за нотами, которые до вечера копировали переписчики.

Прага. Сословный театр. Stavovske divadlo
Сословный театр
Прага. Сословный театр. Stavovske divadlo
Сословный театр

Про репетиции «Дон Жуана» рассказывают следующие анекдоты: одна певица никак не могла вскрикнуть достаточно естественно и сильно. После многих тщетных повторений Моцарт пошел на сцену, подкрался к ней сзади, неожиданно и довольно грубо схватил ее за руку — она вскрикнула, как нельзя лучше.

«Вот так хорошо,- засмеялся Моцарт,- вот так и надо кричать».

У одного трубача тоже никак не выходило одно трудное место, и Моцарт направился к нему, чтобы объяснить, как этот пассаж должен звучать. Трубач обиделся:
«Того, что вы хотите, нельзя сделать, и не вам меня учить играть на трубе».

«Боже меня избави от этого,- воскликнул Моцарт,- дайте мне ноты, я их исправлю».
И он изменил это трудное место. О том, как он написал увертюру накануне представления, уже сказано: увертюру исполнили с листа, и «хотя много нот попадало под пюпитры», по выражению самого Моцарта, но вся опера прошла с блестящим успехом.

Старая добрая Бертрамка была родиной и нескольких легенд. По одной из них композитор обещал хозяйке дома написать для нее концертную арию, но она должна была ее спеть prima vista - с листа. Моцарт свое обещание выполнил, и госпоже Жозефине удалось выполнить условия Моцарта. Так вскоре после премьеры Дон Жуана появилась для Йозефины Душек ария Resta o cara - Останься, дорогая - с речитативом, по начальным словам которого произведение получило название. 'Bella mia fiamma, addio' ('Прощай, мой прекрасный огонек)

Прага. Вилла Душеков - Бертрамка. Музей В.А.Моцарта. Фото Галины Пунтусовой
Вилла Душеков - Бертрамка. Музей В.А.Моцарта
Прага. Вилла Душеков - Бертрамка. Музей В.А.Моцарта. Фото Галины Пунтусовой
Вилла Душеков - Бертрамка. Музей В.А.Моцарта

Легендой являются и обстоятельства, которые Альфред Майснер в своем Roccocobilder связывает с появлением увертюры. Согласно Майснеру, именно госпожа Жозефина настояла на том, чтобы композитор закончил увертюру: она его закрыла в садовом павильоне с условием освобождения лишь после готовности произведения. Чтобы он ни в чем не нуждался, друзья с помощью трости подавали ему все, что требовалось для успешной работы: еду, напитки и даже ночную вазу.

Среди друзей Майснер поместил библиотекаря Вальдштейна Джованни Казанову, об известном побеге которого из тюрьмы «Свинцовые Крыши» в Венеции годом позже вышла книга. Согласно легенде Майснера, известный ловелас уже через минуту вернулся с ключом от садового павильона и освободил композитора. Но вольное повествование Майснера вряд ли соответствует действительности.

Прага. Сословный театр
Сословный театр
Знаете ли вы, например, что в Праге Вольфганг Амадей Моцарт дважды встретился с Джаккомо Казановой? В первый раз Казанова в гневе пришел на репетицию оперы «Дон Жуан», написанной специально для пражского Ностицова театра (Сословного театра), - вероятно узнав себя в оперном покорителе женских сердец. Во второй раз судьба свела Моцарта и Казанову на коронации императора Леопольда Второго в пражском соборе Св.Вита, куда было приглашено лишь избранное общество. Моцарт в число избранных не входил, на верхнюю галерею тайно его провела Йозефина Душкова. Там и попросил гениальный композитор так же оказавшегося на галерее Казанову предсказать ему судьбу - Казанова подрабатывал гаданием. Что предсказал Казанова Моцарту мы узнаем в конце фильма. Йозефина Душкова распечатывает письмо с датой: 5 декабря 1791 года. День смерти Вольфганга Амадея.

Историки музыки, эти разрушители романтичных легенд, уточнили по метеорологическим записям обсерватории Клементинума, что октябрь 1787 года был очень холодным, и теплолюбивый Моцарт не согласился бы на условия, пусть даже очень красивой, Йозефины. А Казанова, пожилой господин, которого мучила подагра, вряд ли мог отправиться на далекую Бертрамку.

По случаю коронации Леопольда II чешским королем 6-ого сентября 1791 г. чешские дворяне заказали у Моцарта новую оперу. В конце августа Моцарт приехал в Прагу дирижировать исполнением своей новой оперы «La Clemenza di Tito» («Милосердие Тита»). Программа торжеств была длинной, иногда скучной, оперу исполняли уже в конце празднования. Дворяне утомились, принцесса Мария-Луиза, привыкшая к легким итальянским операм, открыто зевала. На премьере в день коронации опера публике не понравилась. До наших дней от оперы сохранилась только увертюра. Моцарт, привыкший к успеху в Праге, был огорчен и разочарован.

Его последним пражским произведением была басовая ария «Оставляю тебя дорогая, с Богом». Она была посвящена Луиджи Басси - первому Дону Жуану. Вскоре, переутомленный (изнуренный) он уехал домой, где вскоре умер.

Он скончался в час ночи 5-го декабря 1791 года. Его тело выставили в рабочем кабинете, и на другой день толпы народа приходили поклониться праху великого музыканта. После смерти его вдова осталась без всяких средств к существованию с двумя малолетними сыновьями. Хлопоты о похоронах взял на себя Друг Моцарта Ван-Свитен, но странно, что ни ему, ни кому из друзей Моцарта не пришла мысль взять на себя расходы по похоронам и обставить их прилично; теперь же, при скудных средствах Констанции, похороны были назначены самые бедные. За недостатком средств не могли купить отдельного места для могилы, и Моцарта похоронили в общей могиле.

Прага стала единственным городом, который достойно попрощался с великим композитором после его смерти. Полчаса звонили по Моцарту пражские колокола. В соборе св.Николая отслужили заупокойную мессу, на которую пришли четыре тысячи пражан. 12 студентов в почетном карауле со свечами стояли у символического катафалка. Партию сопрано в «Реквиеме» Антонио Росетти пела Йозефина Душек, а всего в исполнении «Реквиема» было задействовано 120 певцов и оркестровых музыкантов. И на сегодняшний день это внушительная цифра. А в то время в Праге проживало примерно 60 тысяч человек, в Вене - 120 тысяч.

О Моцарте в Праге вспоминали очень долго. И когда через некоторое время собирался приехать в Прагу Карл Вебер, его предупредили, что пражане не знают никакую иную музыку, кроме Моцарта.

По материалам Jan Wenig


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты